Объектом, воздействие на который предполагается в рамках государственной программы Тюменской области «Развитие жилищного строительства» до 2020 года, является развитие рынка доступного жилья в целях решения жилищных вопросов населения и создание комфортных условий проживания жителей Тюменской области.
Решение жилищной проблемы граждан остается одним из приоритетов политики Правительства Тюменской области.
Исполнительным органом государственной власти Тюменской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области капитального строительства, архитектуры и градостроительства, является Главное управление строительства Тюменской области (далее — ГУС ТО), полномочия которого определены Положением о Главном управлении строительства Тюменской области, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 01.06.2009 № 146-п.
Государственная программа Тюменской области «Развитие жилищного строительства» до 2020 года (далее — Программа) включает в себя 3 подпрограммы:
• Подпрограмма 1. «Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Тюменской области»
• Подпрограмма 2. «Поддержка развития малоэтажного жилищного строительства в Тюменской области»
• Подпрограмма 3. «Поддержка многодетных семей в целях улучшения жилищных условий»
•
Во исполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Указе от 07.05.2012 №600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Тюменская область планомерно увеличивает объёмы ввода жилья, в том числе жилья экономического класса. Если в 2005 году ввод жилья составил 557,1 тыс.кв.м, то в 2013 году показатель увеличился в 2,6 раза и составил 1 463,2 тыс.кв.м.
Ввод в действие жилых домов по Тюменской области (без автономных округов) в 2005–2013 годах, тыс.кв.м
На протяжении нескольких лет регион удерживает позицию лидера по объемам ввода жилья на 1 человека, который стабильно в 1,5-2 раза превышает аналогичный среднероссийский показатель и показатель по Уральскому федеральному округу.
Поставленная Президентом Российской Федерации задача о достижении к 2020 году уровня ввода 1 кв.м жилья на человека в год в Тюменской области выполнена уже в 2013 году.
В 2015-2020 годы планируется сохранить набранные темпы жилищного строительства.
Динамика ввода общей площади жилых домов в расчете на 1 человека, кв.м
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | |
Тюменская область
(без автономных округов) |
0,71 |
0,83 |
0,79 |
0,83 |
0,90 |
0,98 |
1,05 |
Уральский федеральный округ |
0,44 |
0,50 |
0,43 |
0,39 |
0,45 |
0,52 |
0,53 |
Российская Федерация |
0,42 |
0,45 |
0,42 |
0,41 |
0,44 |
0,47 |
0,48 |
Набранные темпы жилищного строительства имеют своей целью повышение доступности жилья для населения области и одним из ожидаемых конечных результатов является создание условий для улучшения демографической ситуации в Тюменской области, реализации эффективной миграционной политики, снижение социальной напряженности в обществе.
При этом обеспеченность населения области жильем будет ежегодно увеличиваться. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, в 2006 году составила 20,9 кв.м, в 2013 году – 24,5 кв.м, а к 2020 году достигнет 29,1 кв.м на одного человека.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя Тюменской области, кв.м
В 2013 году жилищный фонд Тюменской области составил 34 556,6 тыс.кв.м общей площади, в том числе ветхий и аварийный –839,1 тыс.кв.м или 2,43 % от общего жилищного фонда.
Значительная часть ветхого и аварийного жилищного фонда, находится в г. Заводоуковске, в областном центре (г.Тюмень) и во втором в регионе по величине – г. Тобольске.
Мероприятия по ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда Тюменской области реализуются за счет средств областного и местных бюджетов, а также путем привлечения средств государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и инвесторов (застройщиков).
В соответствии с законом Тюменской области от 07.10.1999 №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставление жилых помещений в Тюменской области» приобретение жилых помещений для отдельных категорий граждан осуществляется за счет средств областного бюджета.
Одним из вариантов обеспечения доступности жилья является предоставление за счет средств областного бюджета социальных выплат и займов для строительства (приобретения) жилья различным категориям граждан в размере частичной оплаты их расходов по строительству (приобретению) жилья.
Существенным препятствием развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой.
Инженерная подготовка площадок в Тюменской области имеет своей задачей запуск механизмов софинансирования, когда в строительство жилья вовлекаются средства инвесторов и населения.
В целях дальнейшего развития территорий для жилищного строительства и обеспечения земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой ГУС ТО совместно с муниципальными образованиями Тюменской области проведена работа по определению потребности в средствах на выполнение первоочередных мероприятий по обеспечению инженерной инфраструктурой площадок для жилищного строительства с целью обеспечения максимально возможного ввода жилья на данных территориях.
По результатам проведенной оценки эффективности и результативности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ Тюменской области долгосрочная целевая программа «Развитие жилищного строительства в Тюменской области» на 2011-2015 годы по итогам 2013 года признана эффективной.
В 2013 году мероприятия долгосрочной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Тюменской области» на 2011-2015 годы профинансированы в сумме 7 713 613 тыс.руб, что составляет 96 % от объема утвержденных ассигнований на год.
Из 37 показателей плановые значения достигнуты по 31 показателю.
Не достижение плановых значений по отдельным показателям связано с заявительным характером ряда мероприятий, заключением договоров долевого участия в строительстве со сроком исполнения в 2014 году в связи с поступлением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ во втором полугодии 2013 года, наличием судебных споров по несогласию собственников жилых помещений с размером установленной выкупной стоимости, отказам некоторых многодетных семей от первого и второго вариантов предлагаемых на бесплатной основе земельных участков для жилищного строительства, нарушением исполнителями сроков, предусмотренных государственными контрактами на выполнение кадастровых работ.