Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках государственной программы

жилищное строительство.

Объектом, воздействие на который предполагается в рамках государственной программы Тюменской области «Развитие жилищного строительства» до 2020 года, является развитие рынка доступного жилья в целях решения жилищных вопросов населения и создание комфортных условий проживания жителей Тюменской области.

Решение жилищной проблемы граждан остается одним из приоритетов политики Правительства Тюменской области.

Исполнительным органом государственной власти Тюменской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области капитального строительства, архитектуры и градостроительства, является Главное управление строительства Тюменской области (далее — ГУС ТО), полномочия которого определены Положением о Главном управлении строительства Тюменской области, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 01.06.2009 № 146-п.

Государственная программа Тюменской области «Развитие жилищного строительства» до 2020 года (далее — Программа) включает в себя 3 подпрограммы:

• Подпрограмма 1. «Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Тюменской области»
• Подпрограмма 2. «Поддержка развития малоэтажного жилищного строительства в Тюменской области»
• Подпрограмма 3. «Поддержка многодетных семей в целях улучшения жилищных условий»

Во исполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Указе от 07.05.2012 №600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Тюменская область планомерно увеличивает объёмы ввода жилья, в том числе жилья экономического класса. Если в 2005 году ввод жилья составил 557,1 тыс.кв.м, то в 2013 году показатель увеличился в 2,6 раза и составил 1 463,2 тыс.кв.м.

Ввод в действие жилых домов по Тюменской области (без автономных округов) в 2005–2013 годах, тыс.кв.м

Ввод в действие жилых домов по Тюменской области

На протяжении нескольких лет регион удерживает позицию лидера по объемам ввода жилья на 1 человека, который стабильно в 1,5-2 раза превышает аналогичный среднероссийский показатель и показатель по Уральскому федеральному округу.

Поставленная Президентом Российской Федерации задача о достижении к 2020 году уровня ввода 1 кв.м жилья на человека в год в Тюменской области выполнена уже в 2013 году.

В 2015-2020 годы планируется сохранить набранные темпы жилищного строительства.

Динамика ввода общей площади жилых домов в расчете на 1 человека, кв.м

2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
Тюменская область

(без автономных округов)

0,71

0,83

0,79

0,83

0,90

0,98

1,05

Уральский федеральный округ

0,44

0,50

0,43

0,39

0,45

0,52

0,53

Российская Федерация

0,42

0,45

0,42

0,41

0,44

0,47

0,48

Набранные темпы жилищного строительства имеют своей целью повышение доступности жилья для населения области и одним из ожидаемых конечных результатов является создание условий для улучшения демографической ситуации в Тюменской области, реализации эффективной миграционной политики, снижение социальной напряженности в обществе.

При этом обеспеченность населения области жильем будет ежегодно увеличиваться. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, в 2006 году составила 20,9 кв.м, в 2013 году – 24,5 кв.м, а к 2020 году достигнет 29,1 кв.м на одного человека.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя Тюменской области, кв.м

Общая площадь жилых помещений

В 2013 году жилищный фонд Тюменской области составил 34 556,6 тыс.кв.м общей площади, в том числе ветхий и аварийный –839,1 тыс.кв.м или 2,43 % от общего жилищного фонда.

Значительная часть ветхого и аварийного жилищного фонда, находится в г. Заводоуковске, в областном центре (г.Тюмень) и во втором в регионе по величине – г. Тобольске.

Мероприятия по ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда Тюменской области реализуются за счет средств областного и местных бюджетов, а также путем привлечения средств государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и инвесторов (застройщиков).

В соответствии с законом Тюменской области от 07.10.1999 №137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставление жилых помещений в Тюменской области» приобретение жилых помещений для отдельных категорий граждан осуществляется за счет средств областного бюджета.

Одним из вариантов обеспечения доступности жилья является предоставление за счет средств областного бюджета социальных выплат и займов для строительства (приобретения) жилья различным категориям граждан в размере частичной оплаты их расходов по строительству (приобретению) жилья.

Существенным препятствием развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой.

Инженерная подготовка площадок в Тюменской области имеет своей задачей запуск механизмов софинансирования, когда в строительство жилья вовлекаются средства инвесторов и населения.

В целях дальнейшего развития территорий для жилищного строительства и обеспечения земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой ГУС ТО совместно с муниципальными образованиями Тюменской области проведена работа по определению потребности в средствах на выполнение первоочередных мероприятий по обеспечению инженерной инфраструктурой площадок для жилищного строительства с целью обеспечения максимально возможного ввода жилья на данных территориях.

По результатам проведенной оценки эффективности и результативности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ Тюменской области долгосрочная целевая программа «Развитие жилищного строительства в Тюменской области» на 2011-2015 годы по итогам 2013 года признана эффективной.

В 2013 году мероприятия долгосрочной целевой программы «Развитие жилищного строительства в Тюменской области» на 2011-2015 годы профинансированы в сумме 7 713 613 тыс.руб, что составляет 96 % от объема утвержденных ассигнований на год.

Из 37 показателей плановые значения достигнуты по 31 показателю.

Не достижение плановых значений по отдельным показателям связано с заявительным характером ряда мероприятий, заключением договоров долевого участия в строительстве со сроком исполнения в 2014 году в связи с поступлением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ во втором полугодии 2013 года, наличием судебных споров по несогласию собственников жилых помещений с размером установленной выкупной стоимости, отказам некоторых многодетных семей от первого и второго вариантов предлагаемых на бесплатной основе земельных участков для жилищного строительства, нарушением исполнителями сроков, предусмотренных государственными контрактами на выполнение кадастровых работ.