Общий объём жилищного фонда в Ульяновской области по состоянию на 1 января 2010 года составляет 29,7 млн. квадратных метров, в том числе:
21,2 – в городах и поселках городского типа;
8,5 – в сельской местности.
По сравнению с прошлым годом жилищный фонд увеличился на 407,5 тыс. квадратных метров или 1,4 процента.
За 2009 год было введено в эксплуатацию 530,6 тыс. кв. метров общей площади жилья, в то же время выведено из оборота 123,1 тыс.кв.метров.
В ветхом и аварийном состоянии находится 317 тыс.кв. метров общей площади жилых помещений или 1,07% от всего жилищного фонда области.
Наблюдается тенденция увеличения обеспеченности населения жильем, которая выросла в 2009 году до 22,9 квадратных метров на человека.
Потребность в жилье у населения составляет 7,2 процента от общего объема жилищного фонда Ульяновской области.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области на 1 января 2010 года, в очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий стояло 16,6 тыс. семей.
Из общего числа семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий:
82,9 процента семьей ожидает квартиры 10 лет и более,
11,8 процента — проживают в общежитиях или в коммунальных квартирах,
5,3 процента — имеют жилье в ветхом и аварийном состоянии.
Среди очередников на получение жилья и улучшение жилищных условий большинство семей относятся к социально уязвимым группам населения, из которых:
8,7 процента — молодые семьи,
1,9 процента — многодетные семьи,
6,7 процента — инвалиды и участники боевых действий (на 01.10.2010 – 17%),
5,1 процента – беженцы и вынужденные переселенцы.
По состоянию на 1 января 2010 года потребность населения, проживающего на территории Ульяновской области, в улучшении жилищных условий, оценивается в размере 2140 тыс.кв.м общей площади жилья, исходя из следующего:
1017 тыс.кв.м. – улучшение жилищных условий по принципу: количество членов семьи соответствует количеству комнат в жилом помещении (квартире, индивидуальном доме), площадь комнаты принята в размере, равном показателю обеспеченности жильём на 1 человека;
317 тыс.кв.м. – на замену ветхого и аварийного жилищного фонда;
560 тыс.кв.м. – на предоставление жилья гражданам, стоящим на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, из расчета предоставления 33,7 кв.м. общей площади жилья на семью по факту предоставления в 2009г.;
246 тыс.кв.м. – улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилом фонде, износ которого составляет от 66 до 70 процентов.
Из общего числа, потребность в строительстве социального жилья оценивается в объеме 877 тыс.кв.метров общей площади жилых помещений для предоставления гражданам, стоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и проживающим в ветхом и аварийном жилье.
За последние пять лет среднегодовой прирост общей площади введенного жилья в Ульяновской области составил 30,3% (по Российской Федерации — 7,7%).
В 2009 г. темп ввода общей площади жилья в области составил 104,4% к уровню 2008 г. (по Российской Федерации — 93,3%).
Ввод в действие общей площади жилых домов и общежитий в регионах Приволжского федерального округа, тыс. кв.м. общей площади
№ |
Приволжский федеральный округ |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2009 г. в % к 2008 г. |
1 |
Республика Башкортостан |
1 856,8 |
2 351,8 |
2 352,7 |
100 |
2 |
Республика Марий Эл |
283,7 |
298,8 |
299,9 |
100,8 |
3 |
Республика Мордовия |
242,8 |
284,1 |
276,6 |
97,3 |
4 |
Республика Татарстан |
2 040,7 |
2 222,5 |
2 010,2 |
90.4 |
5 |
Удмуртская Республика |
483,0 |
486,4 |
464,8 |
93,7 |
6 |
Чувашская Республика |
1 004,5 |
977,8 |
852,2 |
87,1 |
7 |
Пермский край |
884,1 |
832,8 |
695,1 |
81,1 |
8 |
Кировская область |
375,8 |
425,8 |
335,9 |
77,7 |
9 |
Нижегородская область |
1 072,0 |
1 353,9 |
1 403,9 |
103,6 |
10 |
Оренбургская область |
752,4 |
775,9 |
740,1 |
95,4 |
11 |
Пензенская область |
554,3 |
605,1 |
610,2 |
100,6 |
12 |
Самарская область |
1 287,0 |
1 328,2 |
1 025,2 |
77,1 |
13 |
Саратовская область |
1 022,1 |
1 112,5 |
1 129,9 |
100,7 |
14 |
Ульяновская область |
429,4 |
508,5 |
530,6 |
104,4 |
За 2009 г. в области организациями всех форм собственности введены жилые дома общей площадью 530,6 тыс. кв. метров. Построено 4,6 тыс. квартир.
Динамика ввода в действие жилых домов
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
|
Введено в действие жилых домов, тыс. кв.метров общей площади |
292,7 |
340,0 |
429,4 |
508,5 |
530,7 |
в % к предыдущему году |
186,2 |
116,2 |
126,3 |
118,4 |
104,4 |
на 1000 человек, кв. метров общей площади |
218,0 |
256,0 |
326,0 |
387,0 |
405,6 |
В среднем по области в 2009 г. на 1000 человек населения введено 405,6 кв. метров общей площади жилых домов.
Наибольшие объемы жилья в расчете на 1000 человек населения в 2009 году введены в городах: Димитровград, Новоульяновск, Ульяновск и районах: Карсунский, Инзенский и Барышский.
В 2009 г. объемы строительства жилья в городах и поселках городского типа в 4,8 раза превысили объемы ввода жилья в сельской местности. В то же время темпы жилищного строительства по сравнению с 2008 г. в сельской местности были выше, чем в городах и поселках городского типа на 25,5 процентных пунктов.
Ввод в действие жилых домов в городах и поселках городского типа и сельской местности
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
|
Ввод жилья, тыс. кв. метров общей площади в городах и поселках городского типа | 256,6 |
298,2 |
364,7 |
436,0 |
439,2 |
в сельской местности | 36,1 |
41,8 |
64,7 |
72,5 |
91,5 |
В % к предыдущему году в городах и поселках городского типа |
192,1 |
116,2 |
122,3 |
119,6 |
100,7 |
в сельской местности |
153,0 |
115,8 |
154,8 |
112,1 |
126,4 |
Удельный вес в общем вводе, % в городах и поселках городского типа |
87,7 |
87,7 |
84,9 |
85,7 |
82,8 |
в сельской местности |
12,3 |
12,3 |
15,1 |
14,3 |
17,2 |
В 2009 г. индивидуальными застройщиками введено 1838 жилых домов общей площадью 358,6 тыс. кв. метров (в 2008 г. — 4,3 тыс. домов общей пло¬щадью 683,3 тыс. кв. метров). Доля индивидуального домостроения в общем вводе жилых домов в 2009 г. составила 67,6% (в 2008 г. — 52,2%).
В последние годы меняется приоритет строительных материалов для возведения индивидуальных домов. Так, удельный вес общей площади индивидуальных жилых домов построенных из камня, включая панельные, блочные и монолитные, за период с 2005 г. по 2009 г. увеличился с 6,8% до 12,6%, из кирпича держится на уровне 60%, из дерева – увеличился с 16,2% до 21,9%.
Распределение индивидуальных жилых домов по материалам стен
в % к введенной площади
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
Всего | 100 | 100 |
100 |
100 |
100 |
каменные* | 6,8 | 12,0 |
14,3 |
6,5 |
0,2 |
панельные |
1,2 |
0,9 |
|||
блочные |
5,5 |
10,0 |
|||
монолитные |
0,5 |
1,5 |
|||
кирпичные | 71,2 | 63,6 |
56,8 |
58,6 |
60,1 |
деревянные | 16,2 | 19,4 |
24,1 |
25,7 |
21,9 |
из прочих стеновых материалов | 5,8 | 5,0 |
4,8 |
2,0 |
5,5 |
* В 2005 — 2007 гг. в состав каменных строений включались панельные, блочные и монолитные дома
Инвестиции в жилища в 2009 г. использованы в объеме 14,7 млрд. руб¬лей, их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал составила 30,2% против 22.1% в 2008 г.
Инвестиции в основной капитал на жилищное строительство (по полному кругу организаций)
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
2009 г. |
|
Млн. рублей |
2828,5, |
4043,2 | 8260,6 | 11003,6 |
14726,4 |
Удельный вес в общем объёме инвестиций, % |
5,2 |
5,4 |
23,6 |
22,1 |
30,2 |
В области полностью обеспечено инженерными коммуникациями 38,2,0% площади индивидуальных жилых домов, введенных в 2009 г. (в 2008 г. — 53,1%), в том числе в городах и поселках городского типа — 48,6% (48,7), в сельской местности — 29,0% (31,7). Не оборудовано водопроводом, канализацией, отоплением, горячим водоснабжением 0,5% общей площади жилья (в 2008 г. — 1,9%).
Средняя фактическая стоимость строительства 1 кв. метра общей площади жилых домов квартирного типа без пристроек, надстроек и встроенных помещений (без индивидуальных жилых домов, построенных населением за свой счет и с помощью кредитов) в 2009 г. составила 25,3 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с 2008 г. на 20,4%. Стоимость строительства 1 кв. метра общей площади в городах и поселках городского типа в 2009 г. в 2,2 раза превысила стоимость строительства в сельской местности (в 2008 г. – в 2,9 раза).
Средняя фактическая стоимость строительства 1 кв. метра обшей площади жилых домов квартирного типа
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
|
Всего, рублей |
9628 |
11999 |
15447 |
20968 |
25236 |
в городах и поселках городского типа |
9584 |
1999 |
15418 |
20985 |
25314 |
в сельской местности |
11499 |
12005 |
25077 |
7279 |
11518 |
Жилые дома квартирного типа без пристроек надстроек и встроенных помещений и без жилых домов, построенных населением за счет собственных и заемных средств |
Резерв ввода жилья в эксплуатацию сосредоточен в незавершенном строительстве, объем которого на конец 2009 года (без индивидуальных) составил 164,919 тыс. кв. метров общей площади. На конец 2009 года — 172 жилых дома находились в незавершенном строительстве (на конец 2008 года -138).
Жилые дома, находящиеся в незавершенном строительстве(на конец года)
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
Число жилых домов (без индивидуальных), единиц |
250 |
209 |
181 |
138 |
172 |
в % к уровню предыдущего года |
65,8 |
83,6 |
86,6 | 76,2 |
124,6 |
Общая площадь, тыс. кв. метров | 224,0 | 126,8 | 279,7 | 206,0 |
164,9 |
в % к уровню предыдущего года |
68,0 |
56,6 | 220,6 |
73,6 |
80,0 |
Объем незавершенного жилищного строительства (без индивидуального) в 2009 году составил 31 процент от объѐма введѐнного жилья (в 2008 г. – 40,5 процента).
Низкий объём незавершѐнного жилищного строительства оказал влияние на объём ввода жилья в 2010 году – 460 тыс.кв.метров.
Падение объемов ввода жилья в 2010 году обусловлено в первую очередь, сложившейся экономической ситуацией в период проявления кризисных явлений в экономике, начиная с середины 2008 года, что повлекло:
Во-первых, падение платежеспособного спроса населения, в связи со снижением доходов, в том числе по причине потери работы в связи с сокращением объема производства, и как следствие сокращением персонала, в том числе по причине банкротства предприятий. Другие организации и предприятия области в период экономического кризиса и ухудшения финансово-экономического состояния в целях сохранения квалифицированных кадров были вынуждены перейти на особый режим труда с сокращением рабочего времени и представлением сотрудникам вынужденных отпусков без сохранения заработной платы.
Во-вторых, в силу снижения активности банковского сектора на финансовых рынках, в том числе сокращением кредитования как юридических, так и физических лиц, значительно, в разы, упали объёмы ипотечного жилищного кредитования населения при покупке жилья. С началом кризиса большинство кредитных организаций свернули ипотечные программы, те же, что продолжали работать в этой сфере, значительно повысили ставки и ужесточили требования, предъявляемые к заемщикам. В виду этого многие потенциальные покупатели жилья не смогли получить ипотечный кредит на новых условиях даже при снижении стоимости жилья.
В-третьих, кризис ликвидности в экономике негативно отразился на финансово-экономической деятельности строительно-монтажных организаций. У застройщиков возник дефицит собственных оборотных средств на завершение строительства жилья, обусловленный недоступностью кредитных ресурсов коммерческих банков и отсутствием у застройщиков обеспечения на их получение при высоком риске невозврата кредита в договорные сроки. Это привело к постепенному выходу с жилищного рынка коммерческих инвестиционных структур и оттоком капитала в отрасли с более коротким сроком окупаемости вложенных средств (сфера услуг, связь, вычислительная техника, оптовая торговля).
Все эти факторы в значительной степени повлияли на экономическую ситуацию в строительной отрасли, а особенно в жилищной сфере, и отразились на снижении темпов строительства жилья.
Однако, начиная с середины 2010 года, на рынке жилья произошли изменения в сторону улучшения ситуации. Одной из основных причин стало улучшение состояния на финансовом рынке, наметились тенденции выхода из экономического кризиса. Сейчас жители области вновь начинают проявлять интерес к покупке квартир. Ввод жилья по Ульяновской области за 9 месяцев 2010 года составил 291,9 тыс.кв. метров или 101,6% к соответствующему периоду 2009 года (по Российской Федерации — 94,5%).
Восстанавливается рынок ипотечного жилищного кредитования. Со второго полугодия 2010 года коммерческие банки выдают ипотечные кредиты в докризисных объѐмах. За 9 месяцев 2010 года выдано 1638 ипотечных кредитов на сумму 1278 млн.рублей, что составляет 65% от соответствующего уровня 2008 года (за 9 месяцев 2008 года – 1981 кредит на сумму 1955,3 млн.рублей). В прежних объемах рынок почти восстановится к концу 2010 года. Объем выданных ипотечных жилищных кредитов всеми банками, работающими на территории Ульяновской области, составил:
в 2008г. – 2009 кредитов на сумму 2340 млн. рублей;
в 2009г. – 1181 кредит на сумму 971,7 млн. рублей;
ожидаемое 2010г. – 2319 кредитов на сумму 1969 млн. рублей.
Наблюдается тенденция восстановления доходов населения. Так, в 1 полугодии 2010 года денежные доходы населения по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 8 % и составили 10726 рублей на одного жителя в месяц.
Вместе с тем, во 2 квартале 2010 года средние цены на рынке жилья в Ульяновской области по сравнению с аналогичным периодом прошлого года:
— на первичном рынке снизились на 2,9 процента с 34156 рублей до 33182 рублей;
— на вторичном рынке — снизились на 6,5 процента с 31044 рублей до 29039 рублей.
Таким образом, обобщая вышеприведенный анализ, можно выделить основные аспекты, сдерживающие строительство жилья на территории Ульяновской области:
общее снижение покупательской и инвестиционной активности в строительстве с середины 2008 года, связанное с последствиями мирового финансового кризиса;
низкая доступность кредитных ресурсов как для строительных организаций, так и для граждан, возникшая на волне кризиса и продолжающая оставаться как фактор негативного влияния на развитие отрасли в целом;
отсутствие подготовленных для комплексной жилой застройки земельных участков, имеющих инфраструктурное обеспечение;
слабая проработанность в муниципальных образованиях документации градостроительного планирования и территориального зонирования.
Для устранения вышеопределенных барьеров развития жилищного строительства необходимо осуществление полномочий, как субъекта РФ, так и муниципальных образований в Ульяновской области. Данные обстоятельства подтверждают обоснованность и необходимость решения изложенных проблем программно-целевым методом.
Направления для решения этих проблем, предлагаемые настоящей Программой соответствуют обозначенным в документах по стратегическому развитию Ульяновской области до 2020 года, стратегии развития строительного комплекса Ульяновской области до 2025 года, решением задач приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё -гражданам России» и проектом федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Паспорт Программы стимулирования развития жилищного строительства в Ульяновской области в 2011-2015 годах (далее – Программа) прилагается.