Владимир Меньшов подарил зрителям такие картины, как «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Ширли-мырли». Цитатами из его фильмов, вышедших на экран в прошлом веке, мы говорим до сих пор и, вероятно, будем говорить еще очень долго.
Рабочий, шахтер, актер
Будущий актер и режиссер родился в 1939 году в Астрахани, в семье помощника капитана. Сцену он полюбил с детства, выступать начал еще в школе, занимался в драмкружке. Со временем понял, что хочет связать свою жизнь с искусством. Поэтому сразу после школы решил поступать на актерский факультет в Москве.
У молодого человека были не только надежды, но и талант, опыт (пусть и небольшой), серебряная медаль. Однако во ВГИК его не приняли — пришлось вернуться домой. Он устроился на завод, потом — в шахту. Параллельно выступал в Астраханском драматическом театре. В 1961 году состоялась новая попытка покорения столицы. На этот раз удачная — Владимир Меньшов стал студентом Школы-студии МХАТ.
Там же, в своей альма-матер, он встретил любовь всей жизни — актрису Веру Алентову. Влюбленную пару ждала разлука: после окончания Школы-студии она осталась в Москве, а он по распределению попал в Ставропольский драматический театр. Вернуться в столицу удалось в 1967 году. Режиссер и педагог Михаил Ромм специально для молодого коллеги придумал во ВГИКе, куда его еще недавно не приняли студентом, аспирантуру по режиссуре художественного фильма.
Начало карьеры
Дебют в кино Меньшова-актера состоялся в 1970 году. Он сыграл молодого рабочего Кукушкина в фильме «Счастливый Кукушкин», который снял его сокурсник Александр Павловский. Актерской игрой дело не ограничилось — Владимир Валентинович стал соавтором сценария. В результате картина получила главный приз на международном кинофестивале «Молодость-71» в Киеве. Во второй раз на экране он появился снова в главной роли — Меньшов сыграл председателя колхоза Семена Боброва в «Человеке на своем месте».
«Соленый пес», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Где находится нофелет?», «Китайский сервиз», «Собственное мнение» — всего он сыграл более чем в 100 картинах. Одинаково органично он смотрелся и в роли механика, и учителя, и секретного агента, и генерала, и мафиози. Но настоящую страсть он питал к режиссуре.
Первый свой фильм — правда, короткометражный — он снял в 1968 году. Большой популярностью кинолента не пользовалась. Зато школьная драма «Розыгрыш», снята несколькими годами позднее, принесла режиссеру первый большой успех.
Если бы не Меньшов, то эта драма из жизни старшеклассников никогда не была бы снята. Сценарий Семена Лунгина несколько лет пролежал в архиве «Мосфильма». Никто не хотел за него браться, считая слабым и неинтересным. Но Владимир Валентинович посчитал иначе. «Розыгрыш» завоевал приз ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» как лучший фильм 1976 года для детей и юношества. Его посмотрели почти 34 миллиона зрителей.
В фильме снялись Евгения Ханаева, Дмитрий Харатьян, Зиновий Гердт, Олег Табаков. Сам Меньшов сыграл учителя физкультуры. Вообще он любил появляться в своих фильмах в маленьких, почти незаметных эпизодических ролях, которые часто даже не указывались в титрах.
«Москва слезам не верит»
Следующий фильм прославил Владимира Меньшова уже на весь мир. Лидер проката 1980 года в СССР, еще через год он получил премию «Оскар» — как лучший фильм на иностранном языке. «Александра, Александра, этот город наш с тобою, стали мы его судьбою…» — подпевали зрители. Сыгравшие главные роли Вера Алентова, Ирина Муравьева, Алексей Баталов и другие артисты стали всемирными знаменитостями.
Ради съемок в фильме «Москва слезам не верит» Баталов отказался от участия в других картинах, хотя изначально эта работа не показалась ему очень привлекательной. Меньшов буквально уговорил его сняться, не уставая повторять, что Гоша (он же Гога, он же Жора, он же Георгий Иванович) придуман будто специально для него. Пришлось уговаривать и Муравьеву: героиня Людмила Свиридова категорически не нравилась актрисе, но Меньшов сумел найти нужные слова.
На съемках первой части фильма режиссер столкнулся с проблемой: как показать Москву 1950-х годов, если некоторых знаковых объектов уже нет? Как, например, снять поэтические чтения у памятника Маяковскому, если здание театра «Современник» к 1979-му снесли? Появилась шутка: «Меньшов думает, как снимать: закапывать подземный переход или заново строить “Современник”».
«Любовь и голуби»
В 1984 году, еще даже не приступив к работе над новым фильмом, Меньшов твердо решил, что он не должен уступать предыдущему. Пусть «Оскар», может, уже и не завоевать, но картину должны полюбить на родине. Важно держать планку, которую он же сам себе и задал.
Как раз в тот момент в «Современнике» шел спектакль «Любовь и голуби» по пьесе молодого драматурга Владимира Гуркина. Меньшов, посетивший один из показов, понял, что это настоящая находка. Он разыскал автора, который, к слову, жил в Омске, и получил разрешение на экранизацию. Сценарий написал сам.
Меньшов прямо на месте вносил изменения в текст, некоторых героев раскрывал глубже. Многие фразы, ставшие крылатыми, артисты придумывали прямо на ходу. Та самая перебранка героинь Нины Дорошиной и Людмилы Гурченко («Ах ты, с…. ты крашена!» — «Почему же крашеная? Это мой натуральный цвет») родилась практически случайно. «Любовь и голуби» действительно стал одним из любимейших фильмов.
«Ширли-мырли»
В 1995 году режиссер снимает очередной свой хит — комедию-фарс «Ширли-мырли». В ролях — Валерий Гаркалин, Вера Алентова, Инна Чурикова, Любовь Полищук, Игорь Угольников, Армен Джигарханян.
Интересно, что Меньшов сначала не хотел браться за этот материал, его уговаривали: фильм о близнецах, то и дело попадающих в нелепые ситуации, никто лучше него не сделает. Владимир Валентинович задумался о том, кто мог бы сыграть персонажей, и постепенно так увлекся, что сомнений уже не оставалось.
Кандидатуру Валерия Гаркалина, кстати, пришлось отстаивать — худсовет его брать не хотел. Тем не менее артисту казалось, что Меньшов его недолюбливает, и однажды чуть было не покинул проект. Тогда Владимир Валентинович воскликнул: «Как же мне доказать свою любовь?» С тех пор, когда снимали сцены с участием Гаркалина, он вставал рядом с оператором, показывая вскинутый вверх большой палец.
После «Ширли-мырли» Меньшов снял только один фильм — «Зависть богов». Он вышел в 2000 году.
Педагог и народный артист
Владимир Валентинович занимался и преподавательской деятельностью во ВГИКе. Студентов очень любил, и они отвечали ему абсолютной взаимностью. Он говорил им, что режиссер обязательно начинается с личности самого человека, и без внутренних взглядов, убеждений ничего не получится.
На счету Меньшова — 12 престижных наград, среди которых орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «Золотой орел» и, конечно, «Оскар». В 1989 году ему было присвоено звание народного артиста РСФСР.