С давних времен большепролетные конструкции играют важную роль в мировой архитектуре. Освоение пространства и новых технологий и создание величественных объектов строительства привели к появлению данного направления проектирования. О том, какие нестандартные решения доступны для подобных конструкций, рассказывают специалисты компании-производителя большепролетных объектов Fullerdome.
История большепролетных конструкций
Первые большепролетные конструкции датируются 125 годом н. э. Именно в те времена и появились первые строения: Пантеон Рима, Купол мечети Айя-София в Стамбуле и Купол Флорентийского собора. Диаметр основания Пантеона составлял целых 45 метров, что можно было считать настоящим архитектурным чудом. Тогда у людей не было технической возможности строить легкие, недорогие, но прочные сооружения. Поэтому прочные здания возводили из камня. Они отличались массивностью и возводились в течение многих лет, а иногда и десятилетий.
Значительный прорыв в развитии строительства произошел с появлением черной металлургии в 18 и 19 веках. Появились материалы значительно прочнее камня и дерева. Уже во второй половине 19 века большепролетные конструкции получили широкое применение в архитектуре.
Современные конструкции
Сегодня выделяют два определения подобного вида сооружений:
- Конструкция с длиной пролета более 30 метров.
- Конструкция с безопорным покрытием, длина которого превышает 60 метров.
В любом из вариантов сформулированных определений общая мысль заключается в том, что это так или иначе большая, но легкая конструкция. Как правило большепролет встречается в местах, где условия не позволяют поставить промежуточные опоры. Для таких построек характерны своды, сетчатые оболочки, купола и перекрестно-ребристые покрытия. Как правило, большепролетные конструкции решают бизнес-задачи, реже их используют для личных нужд. Но есть совершенно уникальные примеры, достойные места в истории архитектуры.
Железнодорожная станция Льеж-Гильемин
Для старой части бельгийского города Льеж известный испанский архитектор Сантьяго Калатрава спроектировал станцию скоростных поездов. Стальная конструкция символизирует ритм, прозрачность и движение. Сталь и стекло создают сводчатый затеняющий навес, пропускающий много естественного света. Остекленные балюстрады и нержавеющая сталь дополняют конструкцию станции, создавая уникальную форму. Посетители описывают его как смелый, фантастический и инновационный объект. Это массивное сооружение имеет пролет 180 метров, а все конструктивные элементы изготовлены из стали и стекла, в дополнение к бетону, отлитому на месте. В итоге Европейская сеть бетонных обществ (ECSN) выбрала здание лауреатом премии 2006 года за выдающиеся достижения, признав его уникальное использование бетона.
Международный аэропорт Таоюань
Международный аэропорт Таоюань является крупнейшим на Тайване и одиннадцатым по загруженности аэропортом в мире. В связи с увеличением числа пассажиров Тайвань представил множество проектов расширения аэропорта, одним из которых является терминал 3. Rogers Stirk Harbour + Partners выиграли конкурс на проектирование терминала в сотрудничестве с ARUP Group, которая имеет значительный опыт в проектировании аэропортов. Конструкция спроектирована так, чтобы подчеркнуть уникальный окружающий ландшафт города. Массивную крышу-ракушку поддерживают несколько четырехопорных башен. Здесь длина пролета крыши составляет 80 метров, а площадь проекта 640 000 кв.м. Несмотря на то, что крыша жесткая, потолок имеет форму мягкой пластичной поверхности, которая охватывает различные функции, выполняемые внутри здания.
Дворец спорта в Риме Пьера Луиджи Нерви
Когда речь идет об уникальных объектах архитектуры, то стоит помнить и о примерах из прошлого. Итальянский инженер и архитектор Пьер Луиджи Нервивелл, известный своими инновационными и смелыми конструкциями, спроектировал множество спортивных сооружений и разработал собственную строительную философию. Одна из его замечательных работ — крытая арена Palazzetto Dello Sport в Риме.
Несмотря на то, что крытая арена Palazzetto Dello Sport была построена в 1957 году, она считается огромной и вполне современной для нынешнего дня. Стадион может вместить до 3500 зрителей для баскетбола и 5600 для других видов спорта, включая борьбу и бокс. Огромный купол был спроектирован в партнерстве с архитектором Аннибале Вителлоцци. Это усиленный тонкослойный ребристый бетонный купол диаметром 61 метр. Он состоит из небольших сборных элементов и поддерживается летающими контрфорсами, также изготовленными из бетона.
Все вышеперечисленные сооружения уникальны, а их авторы профессионалы, которые с большой любовью относятся к своим проектам. Большепролетные конструкции могут не просто выполнять функцию быстровозводимого места хранения, но и стать настоящим шедевром и памятником архитектуры. Кроме прочего, подобные объекты привлекают туристов, делая город более интересным для посещения. Грамотный подход к градостроению и сохранению имеющихся памятников один из важнейших факторов развития туризма.