Нестандартные решения для большепролетных конструкций

С давних времен большепролетные конструкции играют важную роль в мировой архитектуре. Освоение пространства и новых технологий и создание величественных объектов строительства привели к появлению данного направления проектирования. О том, какие нестандартные решения доступны для подобных конструкций, рассказывают специалисты компании-производителя большепролетных объектов Fullerdome.

История большепролетных конструкций

Первые большепролетные конструкции датируются 125 годом н. э. Именно в те времена и появились первые строения: Пантеон Рима, Купол мечети Айя-София в Стамбуле и Купол Флорентийского собора. Диаметр основания Пантеона составлял целых 45 метров, что можно было считать настоящим архитектурным чудом. Тогда у людей не было технической возможности строить легкие, недорогие, но прочные сооружения. Поэтому прочные здания возводили из камня. Они отличались массивностью и возводились в течение многих лет, а иногда и десятилетий.

Значительный прорыв в развитии строительства произошел с появлением черной металлургии в 18 и 19 веках. Появились материалы значительно прочнее камня и дерева. Уже во второй половине 19 века большепролетные конструкции получили широкое применение в архитектуре.

Современные конструкции

Сегодня выделяют два определения подобного вида сооружений:

  1. Конструкция с длиной пролета более 30 метров.
  2. Конструкция с безопорным покрытием, длина которого превышает 60 метров.

В любом из вариантов сформулированных определений общая мысль заключается в том, что это так или иначе большая, но легкая конструкция. Как правило большепролет встречается в местах, где условия не позволяют поставить промежуточные опоры. Для таких построек характерны своды, сетчатые оболочки, купола и перекрестно-ребристые покрытия. Как правило, большепролетные конструкции решают бизнес-задачи, реже их используют для личных нужд. Но есть совершенно уникальные примеры, достойные места в истории архитектуры.

Железнодорожная станция Льеж-Гильемин

Для старой части бельгийского города Льеж известный испанский архитектор Сантьяго Калатрава спроектировал станцию скоростных поездов. Стальная конструкция символизирует ритм, прозрачность и движение. Сталь и стекло создают сводчатый затеняющий навес, пропускающий много естественного света. Остекленные балюстрады и нержавеющая сталь дополняют конструкцию станции, создавая уникальную форму. Посетители описывают его как смелый, фантастический и инновационный объект. Это массивное сооружение имеет пролет 180 метров, а все конструктивные элементы изготовлены из стали и стекла, в дополнение к бетону, отлитому на месте. В итоге Европейская сеть бетонных обществ (ECSN) выбрала здание лауреатом премии 2006 года за выдающиеся достижения, признав его уникальное использование бетона.

image3.jpg

Международный аэропорт Таоюань

Международный аэропорт Таоюань является крупнейшим на Тайване и одиннадцатым по загруженности аэропортом в мире. В связи с увеличением числа пассажиров Тайвань представил множество проектов расширения аэропорта, одним из которых является терминал 3. Rogers Stirk Harbour + Partners выиграли конкурс на проектирование терминала в сотрудничестве с ARUP Group, которая имеет значительный опыт в проектировании аэропортов. Конструкция спроектирована так, чтобы подчеркнуть уникальный окружающий ландшафт города. Массивную крышу-ракушку поддерживают несколько четырехопорных башен. Здесь длина пролета крыши составляет 80 метров, а площадь проекта 640 000 кв.м. Несмотря на то, что крыша жесткая, потолок имеет форму мягкой пластичной поверхности, которая охватывает различные функции, выполняемые внутри здания.

image1.jpg

Дворец спорта в Риме Пьера Луиджи Нерви

Когда речь идет об уникальных объектах архитектуры, то стоит помнить и о примерах из прошлого. Итальянский инженер и архитектор Пьер Луиджи Нервивелл, известный своими инновационными и смелыми конструкциями, спроектировал множество спортивных сооружений и разработал собственную строительную философию. Одна из его замечательных работ — крытая арена Palazzetto Dello Sport в Риме.

Несмотря на то, что крытая арена Palazzetto Dello Sport была построена в 1957 году, она считается огромной и вполне современной для нынешнего дня. Стадион может вместить до 3500 зрителей для баскетбола и 5600 для других видов спорта, включая борьбу и бокс. Огромный купол был спроектирован в партнерстве с архитектором Аннибале Вителлоцци. Это усиленный тонкослойный ребристый бетонный купол диаметром 61 метр. Он состоит из небольших сборных элементов и поддерживается летающими контрфорсами, также изготовленными из бетона.

image2.jpg

Все вышеперечисленные сооружения уникальны, а их авторы профессионалы, которые с большой любовью относятся к своим проектам. Большепролетные конструкции могут не просто выполнять функцию быстровозводимого места хранения, но и стать настоящим шедевром и памятником архитектуры. Кроме прочего, подобные объекты привлекают туристов, делая город более интересным для посещения. Грамотный подход к градостроению и сохранению имеющихся памятников один из важнейших факторов развития туризма.