Стрит-арт

Уличное искусство и город. О чём могут рассказать городские фасады?Стрит-артИсточник картинки: http://cultureru.com

Как вообще можно исследовать такую область уличного искусства, как стрит-арт, потому что где это искусство, а где это — условно — хулиганство? Как вы это исследуете как язык коммуникаций?
Это можно чаще всего интуитивно лишь определить, с эстетической точки зрения, то есть, насколько граффити вписывается в контекст архитектуры, то есть, понятно, что это уж стрит-арт.

 

 

Стрит-арт (Street Art). — это рисунок на фасаде.

 

 

Граффити — это, некий язык коммуникаций в городе между сообществами, в данном случае — граффитчиков, ну, может быть, даже между сообществами людей, проживающих в одной и той же парадной, которые оставляют какие-то надписи в лифте.
Даже посредством рисунка, это некое сообщение, которое один член этого сообщества оставляет своей аудитории или конкурентам и противникам.

 

 

То есть, это как диалог, диалог художника с городом. То есть, что он хочет рассказать городу, какой смысл, какой подтекст. Это политический подтекст, эстетический подтекст и даже экономический, — но чаще это социальные подтексты.

 

 

Именно, социальный подтекст граффити можно определить как стрит арт (Street Art). У рисунка на стене должна быть определённая философия, посыл, призыв, крик.
В стрит-арте есть несколько направлений: трафаретное граффити, стикер-арт, постеры.

 

 

Трафаретное граффити — когда рисунок на стену наносится при помощи заранее вырезанного контура, из картона — например. Это закрашивается краской из баллончика. Бэнкси так работал.
Современные технологии позволяют создавать очень быстро такие трафареты, потому что, создавая их на компьютере, через векторную графику, печатая на принтере, автоматическое или ручное вырезание трафарета. Получается, что очень быстро можно сделать что-то очень интересное.

 

 

Стикер-арт, это вот разные стикеры, и легко узнать художников, потому что у них есть какие-то символы, они эти знаки расклеивают в разных местах в городе, и в разных городах, то есть, опять же, это интересно проследить — в каких точках они это делают, зачем делают.

 

 

Ярнбомбинг. Это обвязывание деревьев, скамеек, транспорта, труб. Нправление особенно популярное в Нью-Йорке, Хельсинки.

Ярнбомбинг в Геленждике

Обвязка деревьев

Ярнбомбинг в Геленджике. На фотографиях обвязанные деревья в городе- курорте Геленджик.

 

 

В Москве, около Марасейки, есть несколько деревьев, которые оплетены разноцветными штучками, и есть даже магазин, в котором продаются разная пряжа, и рядом с ним какая-то скамейка украшена, ну, в общем, это скорей такой маркетинг отчасти, но это и часть уличного искусства и движение местного сообщества, не местного, а именно московского такого активистского сообщества.

 

 

Мозаика – складывание из квадратиков различные рисунки на фасадах домов.
В основном герои мозаики герои различных компьютерных игр (Марио) или мультсериалов (Бендер).
Как будто бы из пикселей составляют человечков.

 

 

Это интересный объект для исследования, потому что наверняка есть некое сообщество, которое договаривается о централизованном каком-то действии по различным точкам городов.

 

 

Есть такое направление как просто записи на стенах, которые не всегда несут какой-то художественный смысл, но именно непосредственно воплощают диалог художника с городом. И в Москве есть такие представители стрит-арт сообщества, например, Кирилл Кто, который очень известен своей акцией «Зачем?», когда он писал разные фразы на стенах, которые именно заставляли человека задуматься о том, что происходит, ну, в общем, такие философские вопросы на стенах домов. То же самое был еще один проект такой же из приблизительно того же сообщества, тоже там связанный с «разговорами снаружи», как переводится этот проект. И по сути, художественного смысла эти граффити не несли, но при этом они оставались граффити, поскольку они воплощали вот этот инструмент коммуникаций. Поэтому необязательно это должна быть какая-то картина на фасаде, это может быть и фраза, и может быть даже не очень красиво написанная фраза, но фраза тоже может быть граффити в определенном контексте.

 

 

Или, такое же подобное творчество некоего питерского художника Агон Нога, который в 2011 году весной заполонил, скажем так, стены, объекты различные городские некими постерами, которые представляли собой просто большой квадрат бумаги, наклеенный на стену, с различными надписями забавного содержания, тоже достаточно глубокие. И сначала он не подписывал эти работы, тем самым вызвал такой ажиотаж и интерес к себе, но в дальнейшем он встал подписывать, кроме того, он оставлял кусочек вот этой вот площади пустым. Для того, чтобы люди что-то в ответ оставляли, разукрашивали, комментировали и так далее. И люди стали фотографировать, и сейчас у него… присылать ему. И сейчас у него достаточно мощный сайт со всеми этими работам.

 

 

Вся Петроградская сторона разрисована граффити достаточно давно, последние – последние десять лет.
Например, Олдбой, то ли это группировка, то ли это один человек. И последние два года преимущественно стали появляться мышки одного формата и в одном стиле сделанные. Дворы-колодцы Петроградки кишат мышками, и я думаю, это некий символизм. И очень много непосредственно подписей содержания типа Zloyek и olk.

 

 

В Питере есть художник, Игорь Яновский, недавно расписал фасад дома на 8-ой Советской. Его работы, они в принципе, всегда отличаются, они очень яркие. Его работы есть на граффити-стене рядом с «Чкаловской», известная граффити-стена в Питере, рядом с заводом «Красное Знамя».

 

 

Каждый художник стремится — так скажем — завербовать, пометить территорию именно своим стилем, речь не идет о физическом послании текста.
Возвращаясь к тому же Олдбою, недавно в том же районе стали появляться надписи формата «Старые парняги живы», то есть, возможно, после определенной паузы какой-то они начали опять творить.
Творить немножко в другом формате стилистически совершенно, потому что раньше они все-таки рисовали что-то в формате 90-х такое граффити классическое, теги такие огромные, сейчас они уже оставляют надписи конкретные.

 

 

В Питере существует огромное количество брандмауэров, то есть, это глухих стен, огромных. И очень хочется порой насытить пространство городское какой-то информацией. Большой мощный постер на всю стену, только высокого качества. Не использовать брандмауэры для развески рекламы, которая порой очень раздражает, а наоборот, картинка, качественная картинка, которая несет в себе информацию, как взаимодействие с горожанами, которые проходят, видят, впитывают.
Вот хороший пример — в Питере проходил пару лет назад конкурс на раскраску таких брандмауэров, и я вот знаю, на Петроградке есть (НРЗБ) маленький очень, точечка, в центре — детский садик, а вокруг, около четырех или пяти брандмауэров. На одной из стен изображен очень красивый алфавит, на другой — цифры от 1 до 10, на третьей — времена года.

 

Стрит-арт — это искусство, которое живет, недолго, и хотелось бы его как-то зафиксировать.
Многослойность — можно выстраивать какие-то маршруты интересные через знаковые стрит-арт работы в городе.
По многослойности можно отслеживать перемещения художника или целой группы в городе, как они переключаются между районами, между улицами.
Основная задача, на самом деле — подключить к этому процессу как можно больше людей, которые неравнодушны к этому виду искусства, поэтому технологии краудсорсинга были применены, и все желающие могут подключиться, фотографируя и выкладывая через социальные сети, такие как Instagram, в данный момент, фотографии понравившихся им граффити, просто граффити, просто достаточно пометить их хэштегом #STRT. Сама фотография будет появляться автоматически на сайте strtmap . com, это и есть название проекта Street Art Map, и там можно будет смотреть… самое главное — нужно будет не забыть включить геолокацию на телефоне.

 

 

Здесь можно привести пример художника Павла Шугурова из Владивостока, который возглавил отдел дизайна городской среды мэрии во Владивостоке. Вообще, это художник, который сам занимался стрит-артом, он организовал в Питере коммьюнити «33+1», они как раз начали расписывать брандмауэры. Теперь он идеи стрит-арта пытается продвигать во Владивостоке. То есть, официально собирает, подключает граффитчиков, они расписывают стены согласовывая с мэрией Владивастока.

 

 

Самый интерсный с точки зрения граффити город мира, — это Лондон. Лондон — приводится, как один из открытых городов, где можно многое посмотреть, но при этом те же граффити Бэнкси, самого известного социально острого граффитчика, они исчезают постепенно со стен. И все равно граффити продолжают жить по большей части только в фотографиях и в памяти, а не на стенах города. Но при этом в Лондоне, например, это сильно влияет на саму деятельность по благоустройству, ну, и, в общем, то, что есть стрит-арт, то, что есть современное искусство, заставляет и правительство как-то к нему более позитивно относиться и как-то в это включаться.

 

 

А в других городах мира есть даже очень позитивные примеры, когда под стрит-арт отводятся отдельные пространства, которые называются mural miles и так далее, mural переводится с английского как именно рисунок вот этот. Кроме того, проводятся всякие фестивали, зачастую — при поддержке правительства. Есть даже такая в австралийском Мельбурне, есть даже управление в правительстве, которое занимается контролем и развитием сферы стрит-арта в городе, то есть, они, на самом деле, несут ту функцию, которую может нести проект проект ребят в определенный момент, потому что они стимулируют развитие граффити определенного качества и, напротив, закрашивают, допустим, какие-то на их взгляд не подходящие городской среде зарисовки на фасадах.

 

 

Именно с точки зрения такого социально важного направления искусства, важно именно участие горожан и именно не контроль сверху вниз, а участие снизу вверх. И в этом плане могут помогать такие проекты. Допустим, если у ребят будет функция рейтингования фотографий, а она предусматривается, то люди будут уже включаться в то, что оценивать — вот это граффити плохое, это — хорошее. И в тот момент, когда кто-то будет закрашивать какое-то граффити, в это сообществе, которое сформируется на базе этой площадки, будет известно, что, допустим, хорошее граффити закрашено, и его можно будет либо как-то восстановить, либо проследить, чтобы впредь рядом эти граффити не закрашивались. И, напротив, если, допустим, будет выделена категория граффити, которые абсолютно точно будут отнесены к вандализму, а не к уличному искусству, будет решено сообществом, что с ними, допустим, надо бороться. Не то, чтобы их закрашивать, как минимум пропагандировать идею о том, что такие граффити впредь производить не стоит.

 

 

Ну, то есть, это такая именно идеологическая самонастройка. Когда восприятие уличного искусства становится не хаотичным и спонтанным, а действительно каким-то структурированным. Потому что есть общее представление о том, что хорошо, что плохо, и вообще, что это есть, потому что не все это знают.

 

 

Екатерина Сероваруководитель проекта «Urban Data»
Наталия Леньавтор проекта #STRT
Александр Дорофеевавтор проекта #STRT

Источник: По материалам «радиостанции Эхо Москвы».

Ранее на эту тему:

Граффити в экстерьере