Сергей Собянин рассказал о планах развития ТПУ «Выхино»

В ближайшие годы планируется провести комплексную реконструкцию транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Выхино». Сергей Собянин посетил район Выхино-Жулебино и осмотрел транспортно-пересадочный узел.

«Выхинский транспортно-пересадочный узел — один из самых проблемных в Москве — его пассажиропоток как перевалочного пункта составлял около 400 тысяч пассажиров в сутки. Вся эта территория была, мягко говоря, не очень комфортной — дикий рынок, масса несанкционированных торговых точек, грязь, отсутствие логистики и так далее», — отметил Мэр Москвы.

По его словам, за последние годы город сделал многое для нормального функционирования этого транспортно-пересадочного узла — число пассажиров, пользующихся им, снизилось вдвое. «Во-первых, была продлена Таганско-Краснопресненская ветка метро до Котельников, соответственно, количество делающих здесь пересадку людей значительно уменьшилось. Затем ввели Некрасовскую ветку метро — пассажиропоток еще сократился. И конечно, навели порядок на территории», — рассказал Сергей Собянин.

На следующем этапе здесь предстоит создать современный транспортно-пересадочный узел. Его начнут проектировать уже в этом году. Проект ТПУ будет состоять из трех частей, за каждую из них будет отвечать город, «Российские железные дороги» и инвестор, которого определят на конкурсной основе в ближайшие месяцы. Начать строительство планируют в следующем году, отметил Мэр Москвы.

«Это станция МЦД-3, которая будет построена на базе существующей железнодорожной платформы. Это задача “РЖД” по договору. Помимо этого, будет проведена реконструкция платформы станции метро “Выхино”, которая находится тоже не в очень хорошем состоянии, она не очень комфортная для пассажиров. И третий объект — коммерческий, который подразумевает строительство конкорса над путями и создание дополнительных переходов, удобных для жителей», — пояснил он.

Крупнейший ТПУ

Транспортно-пересадочный узел «Выхино» объединяет станции Казанского направления Московской железной дороги (в перспективе — МЦД-3) и Таганско-Краснопресненской линии метро, а также наземный городской транспорт.

Благодаря удобному расположению и тесной интеграции городского и пригородного транспорта в течение нескольких десятилетий «Выхино» был крупнейшим транспортно-пересадочным узлом Москвы. Пассажиропоток достигал 400 тысяч человек в сутки.

 

В то же время «Выхино» являлся одним из наиболее дискомфортных и перегруженных пересадоч­ных узлов города. В 1990-е годы дефицит транспортной инфраструктуры был усугублен бесконтрольной ларечной и другой нецивилизованной торговлей.

С 2011 года Правительство Москвы проводило работу по повышению качества обслуживания пассажиров ТПУ «Выхино».

Примерно в два раза (с 400 до 170 тысяч) был снижен пассажиропоток за счет продления Таганско-Краснопресненской линии метро в Выхино-Жулебино и Котельники. Автостанцию Выхино перенесли в Котельники, а часть маршрутов наземного городского пассажирского транспорта — в Некрасовку.

После открытия Московского центрального кольца пассажирам пригородных поездов предложили альтернативную пересадку на ТПУ «Андроновка». Кроме того, провели работу по повышению привлекательности ТПУ «Электрозаводская» и «Авиамоторная».

Также снижению пассажиропотока на ТПУ «Выхино» способствовали открытие Некрасовской линии метро и акция «Время ранних», в рамках которой предоставлялись скидки на проезд в метро не в утренний час пик. Был ликвидирован продовольственный рынок на Вешняковской улице, а также многочисленные ряды торговых павильонов по обе стороны железной дороги. Незаконную торговлю с рук и с земли пресекли.

На ТПУ «Выхино» обновили освещение, организовали комфортные остановки общественного транспорта, а также стоянки такси. На улице Красный Казанец обустроили парковочные карманы, установили разделительные ограждения и два дополнительных светофора.

Реконструкция ТПУ «Выхино»

Следующим шагом в развитии ТПУ «Выхино» станет комплексная реконструкция транспортной инфраструктуры и создание комфортных условий для пассажиров. Еще одна важная задача — создание дополнительных рабочих мест и формирование качественного общественного пространства для местных жителей.

Модернизация станции метро «Выхино» станет ключевым элементом проекта. Построенная в 1966 году, станция не отвечает современным стандартам транспортного обслужи­вания. Пересадка между разными видами транспорта осуществляется через улицу. Переходы станции не соответствуют объему пассажиро­потока. Отсутствуют условия для маломобильных пассажиров.

В рамках реконструкции станции запланировано строительство современного надземного пассажирского терминала (конкорса) с общим распределительным залом, железнодорожными кассами и кассами метро, турникетами, а также объектами попутного сервиса и обслуживания пассажиров.

Пересадки будут осуществляться в теплом сухом контуре, а лифты и эскалаторы сделают их комфорт­ными и быстрыми, в том числе для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. Эксплуатируемую кровлю конкорса планируется использовать в качестве зоны отдыха для пассажиров и местных жителей, установив на ней лавочки и детские площадки. Также строительство конкорса уменьшит шумовое воздействие поездов метро и электричек на прилегающие кварталы.

Фронты посадки-высадки пассажиров наземного транспорта будут пере­крыты навесами общей площадью шесть тысяч квадратных метров.

Кроме того, проект модернизации включает строительство торгового центра, многоуровневого паркинга на 680 машино­-мест, устройство разворотной площадки и плоскостной стоянки на 160 машино-мест, а также частичную реконструкцию прилегающего участка улицы Хлобыстова. Свободную от застройки территорию ТПУ благоустроят и озеленят.

Провести реконструкцию ТПУ «Выхино» планируется за счет инвесторов. Основные работы по развитию транспортно-пересадочного узла завершатся в 2025 году.

По предварительным данным, пассажиропоток ТПУ к 2030 году не изменится и будет по-прежнему составлять 170–190 тысяч человек в сутки. В то же время «Выхино» станет более комфортным местом для пассажиров и местных жителей.

Продолжится благоустройство и остальной территории района Выхино-Жулебино. Мэр Москвы сообщил, что даст поручение начать высаживать здесь крупные деревья, которые могут защищать жилые кварталы от шума транспорта. «Каждый год мы высаживаем тысячи деревьев, большинство из них — маленькие, они плохо приживаются. По большому счету, толку от них мало. Надо вот здесь 10-, 20-, 30-летние деревья высаживать, чтобы они сразу создавали зеленый фронт и закрывали дорогу», — сказал Сергей Собянин.

Он добавил, что благоустройство и озеленение также поможет и тем, кто живет рядом со строящейся Северо-Восточной хордой. «Сама по себе хорда не создает экологических проблем, она улучшает транспортную обстановку. Каждая хорда уменьшает перепробег миллионов машин, экология улучшается. Но жителям домов, которые рядом находятся, не до этих рассуждений. Конечно, для них это определенный дискомфорт. Поэтому давайте благоустроим и озеленим территорию», — добавил Мэр Москвы.

Также он дал поручение создать досуговый центр на месте бывшего кинотеатра «Энтузиаст». «В свое время он был популярным, его закрыли и никак не могут дать ему новую жизнь. Потому что просто кинотеатры мало востребованы, сейчас популярны новые форматы и надо что-то другое здесь придумать, не просто кинотеатр открыть», — отметил Сергей Собянин.

Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы