В Приморье разворачивается производство уникальных судов

В России в последние годы предпринимаются усилия по возрождению судостроительной отрасли, которая была фактически уничтожена в 90-е годы. Однако пока на слуху только масштабные проекты и программы с многомиллиардными вливаниями. Тем временем в , в , разворачивается новое производство, которое сможет обеспечить всех желающих уникальными судами. Причем сложно назвать конечный список типов судов, которые здесь могут производиться.

В Приморье разворачивается производство уникальных судов

Видео дня

Технология, которую разработал и сейчас оттачивает на первых образцах судостроительный завод, являющийся к тому же резидентом свободного порта , позволяет строить суда и моторные, и парусные, а что касается их предназначения, то тут вообще все зависит от запроса и фантазии клиентов. Хотите прогулочный парусник? Получите! Хотите судно-ресторан? Пожалуйста! Хотите сейнер? Почему бы и нет! Даже количество корпусов у судна может быть разное: один, два, три

Вы мечтайте – яхта будет

Акцент сделан на производство яхт различного класса и назначения. И неспроста. Нынешнее лето отметилось такой температурой, что вода для многих стала настоящим спасением от испепеляющего зноя. Но окунуться в морскую, озерную или речную прохладу, а то и просто в фонтан – это одно, а кто из нас не мечтает в такую погоду пройтись по водной глади еще и под парусом? А еще лучше и на собственной яхте, где ты капитан, который сам решает, куда повести судно

Мечты жителей Приморья, да и других российских регионов и даже зарубежных стран (таковы амбициозные планы) о доступном собственном судне, которое можно будет не «парковать» на долгую зиму в дорогой марине, совсем скоро могут стать явью.

Собственно предприятие возникло не на пустом месте. В поселке Ливадия еще с советских времен работал Гайдамакский судоремонтный завод, который позже стал акционерным обществом и пытался выжить в сложные времена 90-х. Один из его цехов и начал реализовывать задумки, которые возникли в голове у генерального директора ООО «Порт Ливадия» .

А задумал Василий Васильевич вернуть прибрежному поселку Ливадия с большой судостроительной и судоремонтной историей самую что ни на есть морскую специализацию. Сказано – сделано. И на базе старого цеха закипела работа.

Однако позже основные работы решено было перенести в бывший механический цех завода крупнопанельного домостроения в , где сейчас и развернуто основное производство. Но и это еще не все. В Ливадии сейчас возводится новый, специально спроектированный для судостроительных целей цех сборки, который предприятие приобрело в . Позже именно этот цех станет основной базой для нового предприятия.

Новое предприятие пока действует в составе ООО «Порт Ливадия», которое, кстати, является резидентом свободного порта Владивосток, но скоро будет выделено в обособленное юридическое лицо.

Большая остойчивость с гарантией

Василий Васильев: «Мы решили наладить выпуск морских судов на уникальной базе. Но не простых, а которые бы стали своего рода конструкторами, на основе которых можно было бы делать суда различной специализации под желание конкретных заказчиков. Сейчас реализуем три проекта.

Во-первых, это проект «Скорпион», который представляет из себя уникальный проект раскладного тримарана, рассчитанный на транспортировку в сложенном состоянии согласно российским правилам дорожного движения. Уникальная концепция раскладывания позволяет достичь габаритов в разложенном состоянии 9 метров в длину и 8 метров в ширину. По комфортности проект «Скорпион» – аналог четырехместной круизной яхты, включающий кроме спальных мест такие атрибуты комфортного пребывания, как душ, закрытый камбуз, прогулочную палубу.

Тримаран «Скорпион» спроектирован и планируется к производству в двух базовых модификациях: с полностью автоматическим парусным вооружением на основе жесткого паруса и с классическим парусным вооружением.

Во-вторых, это проект «Владивосток-17». Это круизный тримаран экстра-класса, длина которого составляет 26 метров, а ширина 14 метров.

Он также разработан и планируется к производству в двух модификациях: с автоматизированным классическим парусным вооружением; с ручным классическим парусным вооружением; с полностью автоматическим парусным вооружением на основе жесткого паруса.

В-третьих, это проект «Ливадия» – самоходная платформа для проектов, требующих комфортного и безопасного размещения персонала и гостей. Это могут быть рестораны, офисы, гостиницы В базовой модификации «Ливадия» может нести на себе ресторан на 40 посетителей, включая необходимый персонал и оборудование.

В качестве основного материала для изготовления корпусов мы используем специальный сорт алюминия, который покупаем в Новосибирске. Это непростой в обработке материал, однако результат получается впечатляющий. Скажу не без гордости: в работе с алюминием в таком направлении мы практически первопроходцы. Да и мультикорпусные суда – это достаточно уникальное направление в мировом судостроении, и мы решили остановиться на них, учитывая ряд характеристик этих судов. У них поразительная остойчивость, а значит, и безопасность при эксплуатации. Кроме того, такая конструкция позволяет создавать суда с самой широкой специализацией».

Заставили плавать и «Скорпиона»

Семен Климовский, главный инженер проекта, концепт-разработчик, представитель компании Foul Group – разработчика проектов судов: «На прототипах мы отрабатываем технологии, затем предполагается запускать их на рынок. Задача мне как конструктору ставилась в том числе с условием, чтобы это можно было впоследствии тиражировать. Так, нам поручили спроектировать 9-метровый тримаран с раскладными аутригерами (выступающие за пределы бортов поплавки. – Прим. ред.). Тримаран получился в форме скорпиона, так его и назвали. Уже сейчас мы его изготавливаем.

В эту небольшую, казалось бы, яхту мы запроектировали камбуз, душевую кабину, зону развлечений, вторую палубу, спальные места и прочее. По сути, это круизная яхта на четыре человека. Причем в сложенном виде наш тримаран занимает 2,5 м.

Также уже полностью спроектирован тримаран-ресторан «Ливадия». В конце августа (материал готовился к ВЭФ. – Прим. ред.) начнем резку металла на станках с ЧПУ для «Владивостока-17». Уникальность этой технологии в том, что мы до какого-то момента можем не знать, что будет внутри судна, – это знает заказчик, который, к примеру, пока еще думает, зато точно знаем, как судно будет выглядеть снаружи. Если в классическом судостроении мы должны знать каждый шпангоут, то здесь нам, по большому счету, все равно – начинаем резать с любой точки. И все благодаря интерактивной платформе для виртуального тестирования. Мы единственные в России, кто работает на этой системе.

Также в августе мы начинаем испытание нового прототипа с автоматизированным парусным управлением. Это, по сути, дрон с жестким парусом посередине корпуса. Выглядит, конечно, непривычно, но, поверьте, это работает».

Соединяя людей и технологии

Елена Гнездилова, руководитель направления судостроения ООО «Порт Ливадия»: «Мы с компанией – разработчиком проектов Foul Group применяем следующую стратегию: повышение затрат на разработку с последующим снижением затрат на производство. Например, мы одной командой варим 9-метровое судно. Команда состоит четырех человек: двух аттестованных сварщиков и двух судокорпусников – сборщиков-сварщиков. Чистое время на сборку главного корпуса выходит три недели – для судостроения это рекордные сроки.

При этом мы параллельно разрабатываем документацию. Но мы хотим пойти еще дальше: на малых судах либо целиком формовать корпус, и это будет занимать порядка 40 минут, либо собирать их из кусков. Вакуумная формовка – это довольно продвинутая технология, когда лист размягчают и вакуумом прижимают к форме. По такой технологии судно до 8 метров можно отформовать целиком; получается, все части, которые ранее требовали длительной и кропотливой сварки, могут быть отформованы менее чем за сутки.

Эти технологии позволяют успешно работать именно в условиях российского производственного рынка. Мы не можем себе позволить объемы и масштабы, например, . У них огромные площади, складские помещения, закупленные тонны материала, наработанные технологии, много специалистов. Но мы этот, казалось бы, очевидный минус превращаем в плюс.

Мы разрабатываем интересную технологию. По сути, нам одни и те же люди должны сделать резку, формовку, сварку, сборку, отделку, поэтому мы сделали ставку на проектирование. У нас в команде четыре сварщика, два из которых еще и судовые конструкторы-сборщики. И на сегодняшний день этого достаточно.

Нас часто спрашивают: а вы изучаете рынок сбыта? Безусловно. Иначе бы ничего и не стоило затевать. Параллельно ищем пути удешевления оснащения.

Над этой идеей мы и трудимся денно и нощно, возможно, выйдем с презентацией нашего производства на Восточном экономическом форуме».