Заседание Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии

М.Мишустин: «У российского кино сегодня достаточно сильные позиции, в том числе благодаря постоянной поддержке государства, о необходимости которой недавно говорил Президент России. Доля отечественных картин в прокате выросла с 14 до 30% в текущем году».

Вступительное слово Михаила Мишустина

Выступление Ольги Любимовой о государственной поддержке отечественной кинематографии

Выступление исполнительного директора Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии Федора Соснова

Выступление генерального директора АО «Первый канал» Константина Эрнста

Выступление Татьяны Голиковой о новой форме поддержки отечественной кинематографии в рамках программы «Пушкинская карта»

Выступление продюсера, генерального директора ООО «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова» Леонида Верещагина

Выступление Ольги Любимовой о программе развития государственных киностудий

Выступление кинорежиссера, продюсера, председателя совета директоров АО «Киностудия «Ленфильм» Федора Бондарчука

Заключительное слово Михаила Мишустина

Из стенограммы:

Вступительное слово Михаила Мишустина на заседании Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии

М.Мишустин: Дорогие друзья, добрый день!

Мы собрались в Координационном центре Правительства, чтобы подробно обсудить
то, что происходит в нашем российском кинематографе. И что нужно сделать, чтобы повысить конкурентоспособность наших фильмов как
внутри страны, так и за рубежом.

Задача непростая. Именно поэтому сегодняшнюю
встречу я попросил провести в самом широком
составе с участием профессионалов, которые связаны с киноиндустрией,
тех, кто делает сегодняшнее кино.

Участники заседания

  • Список участников заседания Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии, 17 декабря 2021 года

Хочу сразу сказать,
что у российского кино сегодня достаточно сильные позиции, в том числе благодаря постоянной поддержке государства, о необходимости которой недавно
говорил Президент России. Доля отечественных картин в прокате выросла
с 14 до 30% в текущем году. Сделано это за десять лет, как говорят в
киноиндустрии, за три съёмочных цикла (в среднем цикл – около трёх лет). И это
радует, потому что и Единая автоматизированная информационная система сыграла
свою роль, и мы можем видеть, где, когда и по какой стоимости были куплены билеты на все фильмы, которые
демонстрируются в России. А наш рынок кинопроката после введения
этой системы, внедрения её в промышленную эксплуатацию стал самым прозрачным рынком в мире.

При этом он остаётся
открытым. Мы действительно не ввели никаких
ограничений на западные фильмы. Хотя российская индустрия работает с более скромными бюджетами, чем голливудские блокбастеры, мы не стали
создавать тепличные условия для
наших кинематографистов, чтобы сохранить в первую очередь нормальную конкуренцию.
Это, мне кажется, прямо влияет на качество
наших картин.

Такой подход себя
оправдал. Последние годы фильмы российского
производства собирают у нас самую
большую кассу и становятся лидерами проката. Это хороший ориентир для дальнейших шагов по развитию киноиндустрии.

Наша продукция
регулярно занимает ведущие позиции по просмотрам на глобальных международных онлайн-платформах и привлекает
внимание десятков миллионов зрителей по всему миру.

Заседание Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии

Как и целый ряд
других отраслей, кинематограф серьёзно пострадал
из-за пандемии. Было заморожено немало
проектов, а, к сожалению, многие кинотеатры и пункты проката не работали месяцами. И даже те, что
были открыты, должны были
соблюдать ограничения по количеству
зрителей (до 25% в зале) и числу
сеансов.

В ряде регионов
из-за распространения коронавируса ситуация
и сегодня остаётся непростой.
Мы, понимая это, в прошлом году поддержали
производство фильмов и кинопоказ. Такой возможностью воспользовались почти 700 организаций, работающих в
индустрии.

И конечно,
кинотеатры могли получить преференции – как включённые в перечень пострадавших
отраслей. Это в первую очередь гранты на выплату зарплат в размере одного МРОТ
на численность тех, кто работал. И соответственно, отсрочки по налогам.
Льготные займы по программам «ФОТ 2.0» и «ФОТ 3.0».

Кроме того,
Правительством была проведена большая работа по обновлению законодательства, созданию
более эффективной и адресной поддержки кинематографа.

Сейчас в
Государственной Думе находится законопроект, который предусматривает
финансирование за счёт бюджетных средств дебютных и неигровых фильмов, а также
картин с авторской анимацией. Такое кино, мы понимаем, окупается не сразу, и
найти средства на него без поддержки государства непросто.

Также уже утверждены
новые правила. Они упростят начинающим режиссёрам получение субсидий для своих
проектов. Обновили и регулирование порядка показа фильмов в кинозалах. Их вводили
более четверти века назад – в 1994 году. Конечно, они уже не соответствовали
современным нормам безопасности.

Заседание Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии

Ещё одно очень важное
направление – это подготовка кадров. Президентом подписан закон, который
позволит получить второе высшее образование в области искусств бесплатно. И
Правительством уже утверждён перечень таких специальностей, список вузов, где будет
проходить обучение, а также условия поступления в них.

Надо не только
обеспечить отрасль специалистами, их продукция должна прежде всего
заинтересовать зрителей. У нас снимается немало хороших картин, с которыми
нужно знакомить молодую аудиторию. Поэтому Правительство выступило с
инициативой – и Президент её поддержал – о расширении программы «Пушкинская
карта». Уже с февраля (техническая готовность за два месяца будет обеспечена
полностью) ребята получат возможность оплачивать частью средств с «Пушкинской
карты» – это до 2 тыс. рублей – билеты на фильмы российского производства. Это
адресная помощь не только молодым людям нашей страны, но и всей российской
киноиндустрии.

У нас количество
молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет составляет примерно 13 миллионов
человек. Если взять общий объём этих средств – при 2 тыс. рублей из
5 тыс., – это сегодня уже 26 млрд рублей, за которые можно побороться хорошими,
качественными фильмами.

Подробнее о том, как
будет реализовываться проект, расскажет Татьяна Алексеевна Голикова.

Сегодня я хочу
услышать от вас конкретные предложения, которые на практике нам помогут развивать
отрасль. Они будут тщательно проанализированы. Мы специально для этого
собрались. И конечно, будут использованы при подготовке решений Правительства.

Мы понимаем, что
любые изменения в производстве кино не стоит проводить без консультаций с теми,
кто его делает, с экспертным сообществом и мастерами. Важно, чтобы это была
дорога с двусторонним движением. Все, кто занят в киноиндустрии, должны тоже
действовать ответственно, быть готовыми, если хотите, к отстаиванию нашего
культурного суверенитета, наших ценностей, традиций, бережно и аккуратно относиться
к истории России, к нашему наследию.

Коллеги, давайте
приступим к работе.

Слово предоставляется
Министру культуры Ольге Борисовне Любимовой.

О.Любимова: Нас по праву
переполняет гордость за успехи отечественного кинематографа на международной
арене, а также его поступательное развитие внутри страны. Вот лишь некоторые
показатели: количество зрителей, посмотревших в этом году в кинотеатрах
российские фильмы, приближается к 40 миллионам. Наши фильмы участвовали в
программах всех значимых кинофестивалей мира. 23 картины представлены, 12
наград получено. Это беспрецедентный международный успех, и такого не было
никогда. Канны, Венеция, Локарно, Пекин, Иерусалим и многие другие кинофестивали.

Российское кино регулярно попадает в
лидеры просмотров на глобальных международных онлайн-платформах, а это десятки
миллионов зрителей отечественного кино по всему миру. Нам очень важно сохранить
и развить все позитивные тенденции. Эти успехи стали возможны благодаря
системной государственной поддержке кинематографии и, конечно, нашей совместной
работе с киноиндустрией. В первую очередь это устоявшаяся система поддержки
производства фильмов по линии Министерства культуры и Фонда кино. Хочу особо
подчеркнуть: задача министерства – развивать киноискусство. Фонд кино же
сосредоточен на поддержке крупнобюджетных зрительских проектов. В этой связи в сфере
интересов ведомства – дебютные фильмы, авторский кинематограф, социально значимые
фильмы, детское кино, документальное и научно-популярное кино и авторская
анимация. Всего в этом году Министерство культуры поддержало 358 фильмов.

На этой неделе в первом чтении
Государственной Думой принят законопроект о возможности полного государственного
финансирования производства и проката дебютных фильмов выпускников
кинематографических вузов, а также уникальных авторских, анимационных,
документальных и научно-популярных фильмов. Хочу также поблагодарить
инвесторов, которые поддерживают развитие отечественной кинематографии. Герман
Оскарович Греф, инвестирующий в развитие «Союзмультфильма» и цифровизацию
отрасли, и Роман Аркадьевич Абрамович, благодаря которому создан первый частный
фонд «Кинопрайм», который поддерживает авторское кино, а также фестиваль
«Кинотавр».

Также предлагаю расширить рамки нашего
разговора и обсудить концепцию развития кинематографии на ближайшие 10 лет, до
2030 года, совместно с профессиональными ассоциациями, представителями
индустрии. В этом стратегическом документе мы определили основные вызовы и
задачи, которые стоят перед нами. Буду рада, если сегодня вы выскажетесь на
этот счёт. Мы доработаем концепцию и в начале следующего года внесём на
утверждение в Правительство.

Крайне необходимо государству и
представителям киноотрасли смотреть в одну сторону, иметь общий чёткий образ
будущего.

Я уже говорила сегодня о возможности
развития киноискусства, появлении дебютов и социально значимого кинематографа.
Всё это невозможно сделать без восполнения кадрового дефицита – не только
сценаристов, режиссёров и специалистов первого уровня, но и вторых составов
съёмочных групп.

Необходимо расширять подготовку не
только за счёт высшего профессионального образования, но и за счёт киношкол,
кинолабораторий, просветительских и образовательных проектов. Важно не только
смотреть в будущее, но и сохранить наследие отечественного кинематографа:
сохранение и развитие главного киноархива страны – Госфильмофонда, наши «золотые
коллекции», реставрация и восстановление фильмов, ретроспективы и выставки.

Ещё не полностью реализован экспортный
потенциал российского кино, а для нас это приоритетная задача – интеграция в
мировой кинопроцесс. Уже совместно с «Роскино» реализованы проекты, создан
единый экспортный бренд Russian Content Worldwide,
запущена Неделя российского кино, Russian Film Festival,
обеспечено присутствие на фестивалях и кинорынках.

Сегодня у нас почти 2 тыс. кинотеатров и 5 тыс.
кинозалов, из них 1,1 тыс. в 81 регионе страны открыты с 2015 года по
программе модернизации кинозалов в малых населённых пунктах с населением до 500
тысяч человек. В этом году мы откроем 120 кинозалов, в следующие три года – ещё
300. Зачастую эти кинозалы появляются в небольших, удалённых населённых
пунктах, и в их репертуаре более половины российского кино.

Но не только кинотеатры нужны в
регионах. Необходимо разрабатывать региональные программы развития
кинематографа, создавать кинокомиссии, системы финансовой поддержки
производства, субсидии, рибейты, развивать собственную инфраструктуру
кинопроизводства – технические базы и услуги, заниматься подготовкой кадров для
регионов, проводить кинофестивали и культурно-просветительские программы.

Успешные примеры комплексного подхода к
развитию кино уже есть – это Калининградская область, Пермский край, Республика
Саха (Якутия). Также запущены 30 региональных кинокомиссий, в 17 регионах
созданы системы финансовой поддержки, субсидии и рибейты.

Недавно новая кинокомиссия появилась в
Свердловской области – как результат сотрудничества руководства региона с новой
командой Свердловской киностудии.

Кинокомиссия – это база для создания
комфортных условий для кинопроизводства в регионе. Это снижение
административных барьеров для киносъёмок. Это содействие в организации съёмок,
в поисках и согласовании локаций на территории региона.

Рост регионального интереса к развитию
киноиндустрии в сочетании с ростом объёмов производства даёт надежду на
возможность децентрализации кинопроизводства.

Наконец, отдельные части концепции
посвящены вопросам развития инфраструктуры кинопроизводства, в том числе
киностудий, а также стимулирования потребления кино, развития
онлайн-видеосервисов, развития отечественных технологий и науки.

К 2030 году нам необходимо сохранить
позиции российского кино на национальном рынке кинопроката и онлайна: доля
зрителей российского кино на национальном рынке не менее 30%. И войти в топ-5
ведущих кинематографий мира.

Для этого у нас есть все возможности. Но
самое главное – это таланты и люди, которые двигают нашу индустрию вперёд.
Многие сегодня присутствуют здесь. Все мы сделали возможным достижение тех позитивных изменений, которые
произошли в нашей стране в отрасли кинематографии.

Выступление исполнительного директора Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии Федора Соснова на заседании Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии

Ф.Соснов (исполнительный
директор Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной
кинематографии)
: Уважаемый Михаил
Владимирович! Уважаемая Татьяна Алексеевна! Уважаемая Ольга Борисовна!
Уважаемые члены Правительственного совета по кинематографии, уважаемые гости и
участники встречи!

Прежде всего хотел бы
поблагодарить Вас, Михаил Владимирович, и Вас, Ольга Борисовна, за
положительную оценку достижений отрасли. Эти достижения стали возможны
действительно благодаря системной государственной поддержке.

Текущая модель
государственной поддержки кинематографа сложилась в 2010 году. Безусловно, она
никогда не была статичной. Она развивалась и постоянно подстраивалась под
потребности отрасли и вызовы времени. В 2010 году единственной и основной, по
сути, функцией Фонда кино являлось распределение средств государственной
субсидии на поддержку производства и проката национального кинематографа.

Однако уже в 2013 году, с
расширением рынка, в распоряжении фонда появился инструмент, который стал называться
фондом реинвестируемого капитала. По сути, это беспроцентная кредитная линия,
которая перекрыла потребности отрасли в возвратном финансировании, на
производство и прокат фильмов.

В 2014 году фонд стал
оператором ЕАИС – системы учёта кинобилетов. Безусловно, в момент передачи она
не позволяла использовать её в полном объёме, однако уже через полгода при
взаимодействии с Министерством культуры и отраслью удалось подключить к этой
системе каждый кинотеатр в стране. Система учитывает в режиме реального времени
каждый проданный билет на любой кассе любого кинотеатра. Мы действительно видим
весь рынок в онлайне. По сути, предоставляем рынку беспрецедентный объём как
первичных данных, так и структурированных в аналитические отчёты в режиме
реального времени. Сейчас перед вами на экране топ самых зрительских фильмов на
территории нашей страны за последние 15 лет. Как мы видим, среди пяти первых
крупнейших картин три – российского производства.

Фонд кино ежегодно проводит
10 тыс. контрольных мероприятий для верификации этих данных и обеспечения их
100-процентной прозрачности.

Однако уже начиная с 2018
года мы осознали, что количественных данных, пускай и в таком объёме, не
хватает для оценки развития творческой отрасли. С развитием отрасли
сформировалась потребность появления качественных методов оценки создаваемого
контента и роста отраслевых показателей.

Так, в 2018
году Фонд кино запустил программу «Кинозритель». Сегодня мы видим структуру
аудитории каждого фильма в режиме практически реального времени. По сути дела,
мы точно знаем, кто пришёл в кино и на какой фильм, почему он выбрал именно
его, когда он придёт в кино в следующий раз, что именно он вынес из фильма и
насколько остался удовлетворён просмотром.

К примеру,
мы можем выбрать фильм «Т-34», посмотреть полные данные по нему и найти его же
в структуре киноаудитории. Увидеть, как распределяется демография его посещения
по всем основным половозрастным группам, оценить уровень удовлетворённости в
зависимости от каждой половозрастной категории, увидеть количество сторонников
и критиков в разрезе каждого направления и каждого фильма. Подобный объём
данных, безусловно, помогает эффективней принимать управленческие решения в
рамках обычной деятельности.

Помимо
насыщения рынка первичными данными и аналитикой, Фонд кино занимается
программой кинофикации, является оператором программы кинофикации, являющейся
частью национального проекта «Культура». В рамках этой программы – этого
коснулась в своём докладе Ольга Борисовна (Любимова) – действительно
было создано уже больше тысячи кинозалов по всей стране. Но, что самое главное,
эта тысяча кинозалов обеспечила более чем для 20 миллионов наших граждан
впервые в жизни возможность сходить в кино в своём населённом пункте.

Несмотря на
то что программа изначально носила социальный характер, её экономическую
целесообразность нельзя отрицать. По сути дела, государственные затраты на
создание программы составили 5,9 млрд рублей, а совокупные кассовые сборы в
этих кинозалах уже почти составили 7 млрд рублей. И кинозалы будут продолжать
работать.

Суммарно эти
кинозалы обеспечивают 10,5% от доли зрителей российского кино в стране. По сути
дела, по этому показателю нас обгоняет только крупнейшая частная киносеть в
стране Okko – объединённая киносеть, а эта программа стоит на
втором месте.

Благодаря такой системной
государственной поддержке, так как государственная поддержка через Фонд кино,
по сути дела, осуществляет поддержку производства и проката, насыщение рынка
первичными данными и аналитикой, обеспечение его транспарентности и
стимулирование его расширения. Достижение всех этих показателей, безусловно,
стало возможным благодаря комплексной и системной государственной поддержке.

Вместе с тем сегодня будущее
зрительского кино действительно не свободно от угроз. Тяжелейший пандемический
удар снизил объёмы национального рынка, который обеспечивает 80% доходных
поступлений для отечественного зрительского кино, до небывалых значений: на 60%
в пандемийном 2020 году. Но даже сейчас, в 2021 году, объём рынка пока на 40%
ниже аналогичных показателей допандемийного периода. Другими словами, объём
доходных поступлений отрасли снижен.

Вместе с тем мы не можем не
замечать трансформации структуры потребления аудиовизуального контента. Так, мы
видим, что доля людей, которые являются пользователями онлайн-видеосервисов, в
январе 2020 года, до пандемии, составляла 23%. По завершении первого локдауна –
уже 42%. А на конец ноября 2021 года – почти 90%. Это экспоненциальный рост. По
сути дела, он показывает как фантастические темпы, так и потенциальный объём
этого рынка.

Таким образом, сегодня
зрительское кино существует в следующих условиях. Существует целая совокупность
факторов, которые ставят его будущее под угрозу.

Первое – это снижение объёмов
национального рынка на 40%.

Второе – это спровоцированное
экспоненциальным ростом количества подписчиков онлайн-видеосервисов повышение
объёма производственного заказа со стороны малого экрана. Производственный
заказ вырос настолько, что отрасль к такому объёму заказа оказалась не готова –
ни кадрово, ни инфраструктурно. Это вызвало безумный рост цен и рост стоимости
кинопроизводства. Только в 2021 году по отношению к 2020-му рост стоимости
производства, по оптимистичным прогнозам, составит 35%, и такой рост
сохранится.

На фоне этих двух факторов стало ощутимым снижение
объёмов реальной государственной поддержки прямого финансирования создания
национальных фильмов. Другими словами, объём национальной поддержки
производства зрительского кино практически неизменен с 2010 года. По сути дела,
такая стабильность полностью компенсировалась ростом рынка. Несмотря на то что
этот объём находился под воздействием инфляционных потерь (накопленная инфляция
2010 года составляет 110%), потерь традиционных рынков сбыта и также роста курсовой
дискриминации, так или иначе рост рынка постоянно компенсировал эти потери.
Вместе с тем сейчас, когда доходы упали, а стоимость возросла, к сожалению, это
ощущается очень сильно. Фонд кино с 2010 года запускал в год 50 новых проектов,
в 2021 году мы запустили только семь.

Фильмы Фонда кино обеспечивают 80% зрительского
потока в кинотеатрах страны. При таком объёме кинопроизводства фильмов при
поддержке фонда, к сожалению, существуют риски недостижения ключевых
показателей, которые установлены в стратегии государственной культурной
политики.

Прогнозно доля российского кино будет снижаться в
соответствии с изменением объёма кинопроизводства, снижаться до уровня, который
будет меньше, чем в 2010 году. Вместе с тем современные вызовы и увеличение
денежного предложения со стороны малого экрана и онлайн-рынка, безусловно, не
зло. Несмотря на кратковременный негативный эффект, в этом и есть ключевые
вызов и возможность для роста отрасли. От того, как мы справимся с этим,
зависит дальнейшее развитие индустрии. Мы должны научиться производить больше
без потери качества продукции. Ключом к этому является стимулирование и
расширение кадровой инфраструктурной базы, стимулирование роста
профессиональных компетенций. Но и пропорциональное увеличение финансирования наиболее
творческих и технологически ёмких сегментов отрасли, чтобы не потерять и не
отстать в технологическом прогрессе.

При реализации этих и других предложений сможет быть
обеспечено сохранение не только действующей доли национального кино на
национальном рынке, но и его рост и подъём нашей страны в общем рейтинге хотя
бы на лидирующие позиции в Европейском регионе. 

Выступление генерального директора АО «Первый канал» Константина Эрнста на заседании Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии

К.Эрнст (генеральный
директор АО «Первый канал»)
: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые
Татьяна Алексеевна, Ольга Борисовна! Уважаемые коллеги! Если позволите, хотел
бы выступить с репликой. Только что прозвучали прекрасные доклады,
рассказывающие о наших совместных успехах отрасли и государства. Почему
совместных? Потому что, безусловно, сейчас существование этой отрасли возможно
только при государственной поддержке. Развитие национального зрительского
кинематографа всегда ограничено размером национального рынка и теми объёмами
сборов, которые он может формировать. Этого объёма никогда не хватает для
обеспечения системной окупаемости национального зрительского кино, сравнимого
по своим технологическим качествам с голливудской продукцией. Именно этот
дисбаланс нивелируется средствами государственной поддержки.

Некоторые государства
считают эти меры недостаточными и закрывают национальные рынки для иностранного
контента и за счёт этого обеспечивают сохранение национального кинематографа.
Мы не пошли по этому пути и правильно сделали. Потому что сильный национальный
кинематограф формируется только в острой конкуренции с самыми сильными игроками
мирового кино.

Мы начали терять наш
зрительский кинематограф ещё до распада СССР, но с распадом страны потеряли его
окончательно. Мы ушли с карты мирового кино. Более того, когда меховые и
автомобильные салоны стали по всей стране переоборудоваться обратно в
кинотеатры, нашему кино не нашлось места дома. Но так продолжалось недолго. В
период нулевых наши кинематографисты напомнили о себе чередой успехов, стоивших
тогда титанических усилий. Вышли в прокат несколько по-настоящему больших
картин – «Дозоры», «Адмирал», «9-я рота», нашедших отклик у мирового зрителя.
Российский зритель вернулся в кинотеатры, которых становилось всё больше и
больше.

В ответ на эти успехи в
2010 году государство стало оказывать системную государственную поддержку
зрительскому кино. За эти годы на производство зрительских фильмов было
направлено 50 млрд рублей. За 10 лет с нуля построили отрасль. Наша страна,
выпуская 180 фильмов в год, занимает 12-ю строчку по объёмам национального
кинопроизводства. По доле национального кино мы с нижних строчек рейтинга
поднялись и вошли в топ-10 стран по этому показателю, при этом не закрывая
рынок, как лидирующие в этом рейтинге Индия и Китай. Наша отрасль создаёт
продукт, который экспортируется в 125 стран.

Это, конечно, приятно и
слушать, и рассказывать. Но на 12-й ли строчке наше место? Я не говорю сейчас
про Индию, выпускающую ежегодно 2,5 тыс. фильмов, и про Китай с 1 тыс. картин в
год при закрытом рынке. Безусловно, и не про США – 800 фильмов в год. И даже не
про лидирующую кинематографию Азии: Японию – 700 фильмов и Южную Корею – 500.
Давайте хотя бы сравним нас с Европой. Италия – 320 фильмов в год, Франция –
300 фильмов в год, Германия и Испания – по 260 фильмов. Мы не можем себе
позволить такого отставания.

Там тоже кино
существует при господдержке. Например, Национальный центр кино Франции – CNC ежегодно направляет на поддержку
кинематографии 1 млрд евро, из них половину на поддержку, производство
национальных фильмов для кинотеатрального проката. Но даже при таких вложениях
ни одна страна в мире, пожалуй, кроме Китая и Индии, не может сегодня сказать,
что лидером в её национальном прокате ежегодно становятся картины, созданные у
них в стране. А мы можем. И за последние десять лет это происходило часто. Но
на текущий момент это, к сожалению, уже прошлое. Это то, чего мы с большим
трудом достигли и рискуем вот-вот потерять.

Сначала пандемический
удар, при всей чудовищности его человеческих последствий, по сути, ещё и привёл
к сокращению нашего национального рынка. Девять месяцев простоя кинотеатров в
2020 году и 40% падения посещаемости в 2021-м. Это падение, по сути, разрушает
экономическую модель создания полнометражного зрительского контента, делая его
ещё более зависимым от средств государственной поддержки.

Но не это главное. Мир
изменился. Пандемия лишь ускорила его трансформацию. И наш рынок меняется в
ответ. Мы не можем позволить себе этого не замечать. Сегодня в отрасли
произошли коренные изменения. Сменился основной заказчик. Сегодня заказчиком
контента становятся онлайн-платформы. Объём этого заказа превышает то, что было
до этого в индустрии, на порядок. Только в этом году суммарные вложения
площадок превысили 50 млрд рублей, а в следующем году будут ещё больше.

При этом в зрительском
кино, от которого непосредственно зависит уровень национального кинематографа,
мы запустили в 2021 году в производство, смешно сказать, только семь фильмов,
распределив 1,6 млрд рублей. Этот дисбаланс кладёт отрасль на лопатки.
Абсолютно все, кто может создавать контент, уже на эксклюзивных контрактах
онлайн-платформ.

Стоимость всего
производства только за этот год выросла на 35%, и в следующем году этот рост
усилится. Не бывает такого, чтоб заказчик сменился, а контент остался прежним.
Малый экран диктует свои требования, и под эти требования меняется отрасль.
Деформируется кадровая база. Режиссёры и сценаристы полностью переходят на
создание сериалов. Актёры изменяют подход к актёрской игре. Они скоро уже не
смогут играть не так, как нужно для платформенной продукции – лицом и крупным
планом, а так, как нужно для большого экрана – всей душой.

Меняются требования к
компьютерной графике, спецэффекты такого качества, как для кинотеатров, для
монитора не нужны. Мы начинаем делать в большом объёме плохое кино, которое с
каждым годом становится всё дороже, и отправляем его делать почти всю
индустрию. А ведь рост онлайна закончится. Ещё два-три года судорожных
инвестиций – и две-три экосистемы будут диктовать правила аудиовизуального
контента. Пока мы будем конкурировать между собой, это на самом деле неплохо. Но
на следующем этапе, а он практически наступил, мы будем конкурировать за нашего
зрителя с Netflix
или другими иностранными сервисами. А чем мы будем конкурировать с Netflix? На совокупный объём вложений
в производство контента в 2021 году Netflix зарезервировал 13 млрд долларов, но в августе компания приняла решение пересмотреть эту
сумму и увеличила её до 19 млрд долларов. Боюсь, это довольно сложная для нас
форма конкуренции.

В текущей ситуации есть
как тактические, так и стратегические последствия. Тактические простые: без
изменения объёмов поддержки отрасли мы потеряем все достижения уже к 2023–2024
годам. Доля национального кино вернётся к 5–7%, а в построенных государством
кинозалах по всей стране со злом будет успешно бороться только Железный
человек. Это будет даже не Железный Феликс. А стратегические последствия, существование
и развитие всей аудиовизуальной отрасли, как и любой другой, напрямую зависят
от уровня развития её технологического ядра, а это именно зрительский
кинематограф. Сейчас наши проекты выходят в лидеры даже на иностранных сервисах
именно потому, что их делают на производственном уровне, определяемом
зрительским кино. А как долго мы сможем это обеспечивать – зависит от наших
решений. Промедление в принятии их определит уровень последствий и скорость их наступления.

И ещё, пожалуй, самое
важное. Только художественные произведения формируют модели человеческого
поведения. В радикально меняющемся мире, увы, литература потеряла свои
лидерские позиции, и поэтому рассказать подросткам, сидящим в тёмном зале, как
вести себя, чтобы остаться хорошими парнями, что делать нужно, а чего
категорически нельзя, может только большой зрительский кинематограф. Люди
думают, что они пришли развлечься и хорошо провести время, а они получают
концентрацию поведенческого опыта и систему ценностей. Так происходит везде,
где государство занимается своим кинематографом. Потому что там, где оно им не
занимается, им занимается другое государство. Я уверен, мы этого не допустим.

Выступление Татьяны Голиковой на заседании Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии

Т.Голикова:
С
началом реализации программы «Пушкинская карта» у молодёжи появилась возможность
за счёт бюджетных средств посещать музеи, театры, киноконцертные залы,
библиотеки. Карта действует на территории всей страны без ограничений, получить
её могут почти 13 миллионов наших молодых граждан.

В этом году на балансе
карты 3 тыс. рублей. При этом сам процесс оформления «Пушкинской карты» очень
прост. Достаточно либо скачать специально разработанное приложение «Госуслуги.Культура»
и авторизоваться там с помощью учётной записи на портале госуслуг, либо прийти
в отделение оператора программы – «Почта Банка» и получить «Пушкинскую карту» в
пластиковом варианте.

Это беспрецедентный
шаг, на который пошло государство в целях развития культуры в нашей стране.
Важно понимать, что мы не просто увеличили финансирование учреждений культуры,
а дали гражданам самостоятельно выбирать, куда отдать деньги. Это позволило
увидеть, какие учреждения культуры по-настоящему востребованы среди молодых
посетителей, а также создало здоровую атмосферу конкуренции и борьбы за каждого
зрителя.

Программа «Пушкинская
карта» была с энтузиазмом воспринята нашими учреждениями. Участниками программы
стали более 3 тыс. музеев, театров, киноконцертных залов по всей стране.
Всего за четыре месяца «Пушкинскую карту» получили более 3,5 миллиона молодых
людей. Объём средств, которые держатели карт потратили в учреждениях культуры,
превышает 1,42 млрд рублей. Приобретено свыше 2,2 млн билетов.

Сейчас уже понятно, что
«Пушкинская карта» – это востребованная программа, которая оправдала наши
ожидания. В новом году бюджет «Пушкинской карты» вырастет. С 1 января 2022 года
гражданам России в возрасте от 14 до 22 лет на карту будет зачислено уже 5 тыс.
рублей в год.

Вы знаете, что Президент
Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поручил распространить
действие «Пушкинской карты» на кинотеатры, чтобы у молодёжи была возможность за
счёт государства посещать российские фильмы. Это то, о чём сегодня говорили мои
коллеги. По «Пушкинской карте» можно будет приобрести билеты в кинотеатры на
российские фильмы, созданные при поддержке Министерства культуры, Фонда кино и
региональных министерств культуры. Таким образом решается задача модерации
контента, поскольку эта задача уже решена экспертами Министерства культуры и
Фонда кино. Фильмы, созданные при поддержке региональных министерств культуры,
могут быть включены в программу после их отбора действующими экспертными
советами. Также, что важно, в программу войдёт золотая коллекция отечественного
кино. Это фильмы, которые были сняты до 1991 года.

Для участия в программе
«Пушкинская карта» киносети и кинотеатры должны приобрести «белые» банковские
терминалы, специально выделенные для продажи билетов по «Пушкинской карте». На
платформе «PRO.Культура.РФ»
будет публиковаться перечень одобренных фильмов, доступных к просмотру по «Пушкинской
карте». Там же киносети и кинотеатры зарегистрируют свои «белые» терминалы.
После подтверждения оператором программы – «Почта Банком» и подключения
билетных систем киносетей и кинотеатров к реестру проданных билетов кинотеатры
и киносети смогут отметить в своих личных кабинетах даты и ссылки сеансов по
отобранным к участию в программе фильмам.

После
этого афиша портала «Культура.рф» и приложения «Госуслуги.Культура» будет
автоматически обновлена, на ней появятся кинотеатры и киносеансы с датами и
ссылками на покупку по «Пушкинской карте». Киносети, кинотеатры на своих сайтах
и сайтах своих билетных систем должны будут разместить отдельные кнопки и
отметки для продажи по «Пушкинской карте», а также обеспечить условия контроля
на входе согласно правилам программы.

С
учётом необходимости модернизации технических систем программы старт продаж
билетов в кино по «Пушкинской карте» будет осуществлён с 1 февраля 2022 года.

Хочется
подчеркнуть, что расширение программы «Пушкинская карта» не ударит по музеям,
театрам, концертным залам и библиотекам. Для этого мы дали держателям «Пушкинской
карты» возможность выбора: либо потратить все 5 тыс. рублей полностью на
театры, музеи и так далее, либо до 2 тыс. рублей из этой суммы – на билеты
в кино. По нашим оценкам, при таком подходе молодой человек сможет купить по «Пушкинской
карте» около 7 билетов в кино в год.

Такая
мера поможет увеличить интерес молодёжи к отечественному кинематографу, а также
даст существенный толчок развитию российской киноиндустрии, поскольку средства
от проданных билетов будут распределяться между кинотеатрами, дистрибьюторами и
производителями контента.

В
рамках программы «Пушкинская карта» уже в 2022 году киноиндустрия, по нашим
оценкам, сможет получить дополнительно 6 млрд рублей. Голосуем деньгами.

Выступление продюсера, генерального директора ООО «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова» Леонида Верещагина на заседании Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии

Л.Верещагин
(генеральный директор
ООО «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова»)
:
Уважаемый
Михаил Владимирович, Татьяна Алексеевна, Дмитрий Николаевич, Ольга Борисовна! Уважаемые
члены Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии!

Доклад Татьяны Алексеевны и внедрение и
распространение «Пушкинской карты», с моей точки зрения, – это важнейшее
событие для отечественной культуры и отечественного кинематографа как составной
части нашей культуры. Это сделано крайне своевременно, поскольку в условиях
борьбы с пандемией деятельность кинотеатров сегодня осложнена. Посещаемость
снижается. Модель монетизации неуклонно движется в сторону онлайн-платформ. И
это, безусловно, поддержка наших кинотеатров и киносетей, поддержка всей нашей
отрасли. Однако поддержка отрасли через потребителя – это помимо всего прочего
новый вызов и новая ответственность.

Каким образом, коллеги, мы будем на этот вызов
отвечать?

Граждане Российской Федерации от 14 до 22 лет – это
молодые, грамотные, насмотренные зрители, поэтому материал от всех нас
требуется современный, модный. Это должно быть по-настоящему зрительское кино,
и сто процентов оно должно содержать ценности, которые не имеют возрастных
ограничений и рамок. И эти ценности мы должны транслировать именно молодому
зрителю.

С учреждением Фонда кино 10 лет тому назад создание
фильмов для большого экрана стало делом очень престижным и стало предметом
гордости и устремлений молодых кинематографистов.

Сегодня на фоне пандемии многие заговорили о том,
что кино на большом экране умирает. За 45 лет своей профессиональной
деятельности с внедрением новых технологий я слышу это каждый раз. Это было и в
период развития телевидения, особенно цветного, это было, когда появились VHS-кассеты, когда появились DVD-диски, потом – интернет. Сегодня
это онлайн-платформы.

Но тем не менее энергия, которая переливается по
залу, эффект коллективного смотрения – с этой энергией, с тем удовольствием,
которое мы получаем от совместного смотрения, не может конкурировать ни одно
модное нововведение. Не говоря уже о том, что смотрение фильма на пятидюймовом
экране мобильного телефона в трясущемся вагоне поезда или метро – не конкурент
большому экрану. И я уверен: после того как человечество победит пандемию,
зритель вернётся в кинотеатры и будет смотреть фильмы там.

Но наша отрасль не только про цифры, проценты, доли
и количество денег. Наша отрасль ещё о качестве человека, а фактически – о том
настроении, с которым он идёт по улицам. Я никого не призываю учитывать эти
критерии, особенно в стенах Правительства, поскольку перед членами
Правительства стоит огромное количество конкретных, прагматических задач. Но
важно помнить, что перед каждым из нас стоит важнейшая задача поддержания
благоприятного климата в стране, заботы о нравственном и физическом здоровье
наших граждан.

Фильм «Легенда №17» мы делали вместе с сыном
великого хоккеиста Харламова, с Александром Харламовым. Александр сам мастер
спорта, сыграл небольшую роль и ставил хоккейные трюки. После того как фильм
вышел, он позвонил мне и сказал, что на могилу отца приносят живые цветы каждый
день. Это значит, что зритель на каждый рубль, уплаченный в кинотеатре, купил то,
что дороже денег: надежду на наши новые победы.

Когда выходил фильм «Экипаж», в то лето над Москвой
проходили колоссальной силы грозы, когда шквалистый ветер ломал деревья и срывал
крыши с домов. Я помню это только лишь потому, что пользователи Сети писали,
что каждый раз в такую погоду где-то Данила Козловский сажает самолёт. Вот что
значит сила художественного образа, которая заставляет вспомнить о целой
отрасли.

Когда вышел фильм «Движение вверх», в Китае
Министерство информации распространило формуляр, обязывающий все сборные
Поднебесной вместе с тренерами посмотреть этот фильм как образец духа, который
показывает, что можно выиграть, когда, казалось бы, победить нельзя. К нам на
студию приходили письма, что это мощнейший эмоциональный допинг – фильм
посмотрели 12 миллионов человек, – что это прививка веры, инъекция воли. Это
может быть только тогда, когда художественные качества складываются в
терапевтический эффект.

А совсем недавно, два месяца тому назад мы все
специально включали телевизоры и льнули к компьютерам, чтобы онлайн смотреть
старт и посадку нашего космического киноэкипажа. Когда вся страна в едином
дыхании болела и молилась, чтобы всё прошло штатно. И вот за этот всеобщий
всплеск и общий выдох – «Наши победили!» – и за то, что кинематограф в который
раз объединил культуру, огромное спасибо Правительству Российской Федерации,
корпорации «Роскосмос», Первому каналу и компании Yellow, Black and White, которые занимаются проектом
«Вызов».

Культура, так же как и кинематограф, стояла, стоит и
будет стоять только на живом восприятии. Мы должны понимать проблемы общества,
чувствовать его болевые точки. И это не только статистика сборов. Зритель ждёт
от нас душевного утешения. Мы должны разговаривать со зрителем, говорить, что
мы чувствуем его боль. А вот дальше перед каждым из нас стоит свой собственный
выбор. Потому что можно раны посыпа́ть солью, а можно смягчать напряжение. Так
вот, воспитание чувств, смягчение нравов, житейскую мудрость, способность
противостоять манипуляциям и деструктивной пропаганде – всё это вместе даёт
кинематограф, и наше искусство в том числе на это сильно влияет.

Поэтому считаю, что политическая воля Президента
Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, вылившаяся во
внедрение «Пушкинской карты», заботу о молодёжи, говорит о нас как о
государстве с ярко выраженной социальной ответственностью.

И поэтому у нас есть большое и светлое будущее.
Предлагаю всем нам принять участие в этом важном и общем деле.

Спасибо вам большое.

О.Любимова:
Дорогие
друзья, мы переходим к программе развития государственных киностудий.

Государственные
киностудии были созданы в первой половине XX века. Они полностью
финансировались из государственного бюджета. Работали по утверждённому плану
производства фильмов. Были фабриками кино полного цикла.

Сегодня и структура
кинопроизводства, и система господдержки отрасли изменились. При этом на
студиях сохранились инфраструктурная и техническая база для кинопроизводства,
ценные фонды реквизита, костюмов и техники, трудовые коллективы и, конечно,
культурное наследие этих студий.

Полученный в последние
годы опыт деятельности киностудий лёг в основу документа, в котором прописаны
единые принципы и подходы к развитию этих уникальных кинематографических
центров. Предлагаю рассмотреть основные подходы и одобрить их.

Критически важным
пунктом является сохранение и развитие государственных киностудий в основных
центрах российского кинопроизводства – это Москва и Санкт-Петербург. Это
обусловлено наличием спроса со стороны киноиндустрии на аренду павильонов,
реквизита и услуги в кинопроизводстве. А со стороны общества – на
образовательные и культурно-просветительские программы. Речь о «Мосфильме»,
киностудии имени Горького, «Союзмультфильме» в Москве, «Ленфильме» и
Санкт-Петербургской студии документальных фильмов («Лендоке») в
Санкт-Петербурге.

Но не нужно забывать и
о развитии кинематографа в регионах. В связи с увеличением объёма кинопроизводства
на Урале и в смежных регионах предлагается сохранить Свердловскую киностудию в
Екатеринбурге.

К сожалению, нам
приходится говорить и о проблемах. На Северо-Кавказской студии с 2014 года
отсутствует профильная деятельность. При этом власти Республики Северная Осетия
– Алания готовы взять на себя вопрос её сохранения на региональном уровне.
Предлагается передать акции киностудии в собственность республики.

Ещё один проблемный
актив – «Далькиностудия». Мы не видим заинтересованности Хабаровского края в её
сохранении, а также понимаем отсутствие перспектив по материально-техническому развитию
организации, возвращению имущественного комплекса. Решением может стать
ликвидация этой киностудии.

Кратко остановлюсь на
текущем состоянии развития киностудий.

В целях
совершенствования государственного управления Минкультуры России уже
инициировало смену руководства киностудий и обновление составов их советов
директоров. В 2017 году произошла смена руководства «Союзмультфильма», в 2019-м
– киностудии имени Горького, в 2020-м – «Ленфильма», в 2021-м – Свердловской
киностудии. Перед новым руководством поставлена задача финансового оздоровления
и комплексного перезапуска студий, включая разработку долгосрочных стратегий
развития с приоритетом на возрождение и развитие кинопроизводства. По каждой
студии утверждена отдельная программа развития.

Киностудии должны стать
многофункциональными кинематографическими центрами. Акценты будут сделаны на
развитии кинопроизводственной базы, просветительской и образовательной базы,
фондохранилищ, музейно-выставочных центров, кинотеатров, реставрационной,
научно-исследовательской базы, арендных площадей для организации
кинопроизводства.

Напомню также, что
права на «золотые коллекции» киностудий сохранены в собственности Российской
Федерации, в Госфильмофонде России, за исключением «Мосфильма», где права
сохранены за киностудией. Исключительные лицензии на пользование своими
коллекциями предоставлены студиям «Союзмультфильм» и «Ленфильм».

Если говорить о каждой
из студий, то для начала хочу поблагодарить Карена Георгиевича Шахназарова за
впечатляющие темпы развития киноконцерна «Мосфильм». Инвестиционный проект на
«Мосфильме» реализуется с опережением. Вторая очередь должна была быть введена
в 2024 году, но уже весной 2022 года ожидается новый павильон. И мы видим
внешнюю готовность киноконцертного зала, с которого сняты строительные леса.
Павильоны «Мосфильма» – нарасхват. А «золотая коллекция» не только
реставрируется и показывается на крупнейших международных фестивалях, но и
приносит доход студии – от нового телеканала до зарубежной дистрибуции на YouTube. «Мосфильм»
традиционно радует нас своими успехами.

Хотела бы передать
слово Фёдору Бондарчуку и Юлиане Слащёвой, чтобы они подробно рассказали о
ситуации на возглавляемых ими киностудиях.

Выступление кинорежиссера, продюсера, председателя совета директоров АО «Киностудия «Ленфильм» Федора Бондарчука на заседании Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии

Ф.Бондарчук
(кинорежиссёр,
продюсер, председатель совета директоров АО «Киностудия “Ленфильм”»)
: Уважаемый
Михаил Владимирович! Уважаемые Татьяна Алексеевна, Дмитрий Николаевич, Ольга
Борисовна! Уважаемые участники совещания!

Сегодня
много говорили об успехах индустрии, но и о проблемах. На протяжении нескольких
лет тема киностудии «Ленфильм» оставалась проблемой в отрасли, но благодаря
поручениям Президента я сегодня могу говорить об этом в прошедшем времени. Все
поручения Президента выполнены. Напомню о трёх главных поручениях.

Первое
– финансовое оздоровление киностудии, возврат кредитов Банка ВТБ, продажа
непрофильного актива на улице Тамбасова. Всё это сделано, и несколько дней
назад первые деньги поступили на счёт Банка ВТБ.

Второе
– возврат «золотой коллекции» на «Ленфильм», возможность использовать совместно
с компаниями-владельцами коллекции «Ленфильма». Всё это также произошло. Ольга
Борисовна, спасибо Вам отдельно за это. Я пытался это сделать семь лет, а Вы
помогли нам реализовать это меньше чем за год. Конечно, хочу поблагодарить и
Правительство, и всех причастных к этому. Действительно, «золотая коллекция» – на
«Ленфильме».

Новый
совет директоров, в состав которого вошли представители Института развития
интернета, глава Департамента культуры Правительства Российской Федерации, за
что Вам, Михаил Владимирович, отдельное спасибо, – принял решение, что доходы
от «золотой коллекции» будут инвестированы в создание фильмов на площадке
«Ленфильм-дебют», о которой я расскажу попозже.

И
третье – это утверждение стратегии развития студии «Ленфильм». Мы
сконцентрировались на дебютах, была организована площадка «Ленфильм-дебют»,
которую возглавила Наташа Дрозд, которую я ещё раз поздравляю (и Сергея
Михайловича Сельянова, который присутствует здесь) за большую награду на
Каннском фестивале с картиной «Купе №6». Со всей страны мы получили, и были
удивлены невероятно, и порадовались, более 600 заявок на участие в этом
конкурсе. Отобрано десять работ, три из них поддержаны Министерством культуры.
Сейчас на «Ленфильме» снимается четыре картины, в следующем году, я обещаю,
студия будет безубыточная.

22
января в культовом пятом павильоне «Ленфильма» откроется 3D-выставка военной
кинохроники, поддержанная Фондом президентских грантов, с которым мы тоже плотно работаем, и
я благодарю всех за эту коллаборацию. Пользуясь случаем, ещё раз хочу в этом
уважаемом собрании сообщить, что поручения Президента по киностудии «Ленфильм»
выполнены, и поблагодарить всех ленфильмовцев, в первую очередь Сергея
Михайловича Сельянова, Александра Николаевича Сокурова, Алексея Алексеевича
Германа, присутствующего здесь, и Министерство культуры за эту помощь. Нас ждут
интересные времена. Спасибо вам большое. 

Продолжение следует

<…>

Заседание Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии

Заключительное
слово Михаила Мишустина:

Я выскажу несколько наблюдений, моментов,
которые так или иначе мне бы хотелось до вас донести.

Кино, которое
создаётся на государственные средства, на мой взгляд, должно абсолютно точно
быть ответственным. И нам очень важно, чтобы в эти непростые времена российское
кино объединяло общество на основе в том числе традиционных для нас ценностей.
И делать это надо мастерски.

Эта история, которая связана с любовью к Родине, к
семье, справедливостью, сохранением исторической правды, или, как выразился
Президент, «на основе здорового консерватизма», должна присутствовать в тех
самых ориентирах, которые мы будем ожидать от государственных вложений. И
особенно, повторю, это необходимо для детских и семейных фильмов, чтобы
ориентировать, если хотите, на нравственные ценности в обществе.

Конечно, мы добились результатов. Я лично оцениваю
очень высоко то, что делают наши мастера. Можно найти очень интересный,
отличный, умный – необязательно с большим бюджетом – российский фильм,
посмотреть его. Несмотря на конкуренцию с сильнейшими сегодня – это Голливуд,
это итальянское, британское, французское кино, – мы соперничаем с этими лучшими
очень уверенно. Потенциал, я считаю, у российского кино огромный. Правильно бы
его раскрыть и разобраться в том числе с правами.

Но кинематограф, как мы уже говорили, – это индустрия,
а значит, кроме творчества нужно помнить о том, что мы должны развивать то
самое производство и сбыт, используя все возможности, и учитывать в том числе
потребности молодой аудитории.

Скажу два слова про «Пушкинскую карту», о которой
великолепно рассказала Татьяна Алексеевна Голикова. Идея была президентская, мы
её долго обсуждали и технически сложно реализовывали. Мы не говорили об этом,
пока не вышло. Видите, как улыбается Ольга Любимова, потому что они бессонными
ночами с Татьяной Алексеевной, с коллегами – здесь Денис Молчанов, все, кто в
этом принимал участие, наши коллеги из «Почта Банка» – все делали и развивали
этот проект с максимальной любовью к нашим молодым зрителям.

Аудитория от 14 до 22 лет – это 13 с лишним миллионов
ребят. И финансы сегодня (механизм, когда 5 тыс. рублей на год даются)
ограничены, кстати, не Министерством финансов и не Правительством России.
Угадайте, чем это ограничено? Отсутствием контента. Для меня и для Татьяны
Алексеевны (Голиковой) это было
просто удивительно. Мы думали гораздо больше денег дать на «Пушкинскую карту»,
чтобы ребята пошли в театры, в музеи, на выставки. Оказалось, что мы в общем-то
не способны произвести то количество мероприятий, которое могли бы через такой
механизм дать детям. Их просто мало. И на сегодня мы сделали всё возможное,
чтобы увеличить это контент.

Понятно, что самое
главное – это та самая цифровая платформа, о которой я до этого говорил. Когда
ребёнок здесь получает возможность выбора.

Посмотрите, что на
сегодняшний день поддержано Президентом и реализовано уже нами, в феврале начнёт
работать: 2 тыс. рублей. У вас появляется таргетированная аудитория, у вас
появляется понимание, для кого делать фильмы – для молодёжи и студентов. И эти
26 млрд рублей в копилке, на это деньги выделены. Поборитесь за них.

У вас отчисления, не
знаю, насколько они для кого-то спорны, сегодня это примерно 7,5% –
дистрибьютору, 42,5% – тем, кто создал фильм, продюсерам или тем, у кого права,
и 50% забирают сети, кинотеатры. Давайте сделаем KPI. Отличное было выступление нашего коллеги,
который показал платформу. Эта платформа позволяет нам выстроить оценку –
честную, справедливую. Давайте договоримся сразу, чтобы все примерно в одном
ключе думали и оценивали, что мы делаем хорошо или плохо. Когда мы можем уже
сегодня посчитать кассовый сбор, кто, где купил и географию, то мы также можем
через этот процент посчитать, что вернулось, и оценить. Я понимаю, что очень
много не заработаешь. И те единицы, или бриллианты, которые выстрелят, –
прекрасно, мы их поддержим. Но оценить, кто лучший, можно очень легко. Для
этого нужна система, концепция, которая сегодня на финальной стадии должна это
учитывать. Сделайте нам понятные KPI
или понятные маркеры того, как мы оценим. И по сбору, и по возможности.

Правительство,
конечно, готово будет содействовать – финансово, административно, юридически.
Но с момента получения государственной субсидии продюсер работает уже в
рыночной среде. Вы все это прекрасно знаете. И результат должен быть не в том,
сколько средств использовано, а в кассовых сборах и оценке того, какое воздействие
этот фильм оказал на общество. И мастера это умеют. Вы же умеете тронуть сердца,
когда у кого-то – слеза, у кого-то – гордость за страну, кто-то вспомнит своих
родителей. Необходимо вывести в этом смысле нашу индустрию – не только кино, но
мы говорим сегодня о кино, – на новый уровень. И, пожалуйста, сравнивая с
платформами и так далее, не забывайте о том, что нам нужны все средства
доведения нашей позиции, талантливой, умной и правильной до потребителей как
внутри России, так и в мире.

Теперь что касается системных решений, концепции
развития кинематографа в стране. Ольга Борисовна, пожалуйста, то, о чём мы
сегодня говорили, и вопросы, которые поставили перед нами участники совещания,
нужно реализовать.

Всё равно, если мы IRR,
или доходность того, во что вкладываем, будем оценивать, нужно это
отрейтинговать. Давайте это отрейтингуем, посмотрим. Потому что, я уверен, есть
кино, которое не принесёт никаких дивидендов и доходов, но так может влиять на
людей, что мы все от души его поддержим. И государство в нашем лице его
поддержит.

Конечно, нужно иметь
и детальное представление о том, как будет осуществляться кинопоказ в интернете.
Слово «интернет» я здесь говорю в общем, учитывая расширение аудитории
стриминговых сервисов, которые будут всё больше и больше захватывать долю. У
нас есть уже успешный опыт – мне правда очень нравится – ЕАИС. Молодцы ребята,
что в этом смысле начали это направление эксплуатировать. Ничего там сложного
нет. Интернет вещей, который сегодня генерирует все продажи, онлайн-кассовые
платформы и возможности глубокого анализа больших данных, которые мы получаем,
дадут нам возможность сделать эти KPI
и рейтинги. Давайте это сделаем вместе. Наверное, государственная поддержка фондом
может быть оказана, когда мы точно знаем, что, например, Эрнст сделает классный
фильм. Говорит – я сделаю. Раз в пять лет делаю хороший фильм и сделаю ещё
один.

Почему я всё это
говорю? Ключевая задача сегодня – обеспечить нам единый КPI по тому, что такое
хорошее российское кино, и
попробовать в этом смысле распределить в том числе и систему государственной
поддержки, и возможности поддержки частных инвестиций более справедливо.

Сразу скажу, что
накануне этой встречи я подробно обсудил все вопросы, связанные с
финансированием в том числе российского кино, с Президентом России Владимиром
Владимировичем Путиным. Я знаю, что многие, в том числе и создатели
отечественных фильмов, мастера культуры, к нему обращаются с этим вопросом. Мы
с ним подробно обсудили, что можно было бы сделать. Я ему изложил наши
аргументы. Он поддержал наши подходы к дополнительному финансированию отрасли в
следующем году.

Мы выделим 5,5 млрд
рублей, из них 4 млрд получит Фонд кино на поддержку зрительского кино и 1,5 млрд
рублей получит Министерство культуры. Это решение, мне кажется, обоснованно. Мы
понимаем прекрасно аргументы, которые вы сегодня изложили. И мы не хотим, чтобы
наше прекрасное, в том числе авторское, кино уходило в прошлое. Дебютные,
детские, авторские, анимационные фильмы и документальное кино,
научно-популярные картины – всё это очень важно.

Я считаю, что в
трёхлетнем бюджете у нас есть всё для того, чтобы делать неплохие фильмы и
бороться за рынок. У нас уже сегодня предусмотрено на трёхлетку по 6 млрд
рублей, те дополнительные средства, о которых я сказал, плюс примерно, мы
посчитали, около 6 млрд рублей на кино легко можно по «Пушкинской карте» получить – а потенциал больше. Вы понимаете,
что потенциал – 26 млрд рублей? Пожалуйста, боритесь, дорогие друзья. У вас
есть источник. Причём этот источник гарантирован государством. По «Пушкинской
карте» я имею в виду. Итого примерно в 2022 году киноиндустрия получит не
меньше 17 млрд рублей. Это уже хорошие средства, на которые можно произвести
отличные работы. И побороться в том числе с мировыми производителями этого
контента.

Друзья, хочу,
пользуясь случаем, от всей души вас поздравить с наступающим Новым годом,
Рождеством Христовым, пожелать вам удачи. Пожалуйста, пусть ваши глаза блестят,
придумывайте, радуйте нас, ваших зрителей, новыми картинами, идеями. И конечно,
не забывайте о наших детях и наших семьях.

Спасибо вам большое.