Путешествие на автомобиле – популярный вид туристических поездок среди россиян. 83% жителей нашей страны когда-либо отправлялись на автомобиле в другой город или регион для культурных, развлекательных или рекреационных целей. Летом 2022 года такие поездки совершили 67% россиян, при этом 12% из них впервые отправились в поездку на машине. Таковы результаты совместного исследования Аналитического центра НАФИ и Общенациональной ассоциации Автомототуризма и караванинга[1].
Автомобиль – один из самых распространенных видов транспорта, на котором можно отправиться на отдых в российские регионы или за границу.
83% жителей нашей страны имеют опыт таких путешествий, а в этот отпускной сезон (лето 2022) на отдых на автомобиле отправлялись две трети россиян – 67%. Чаще всего это жители крупных городов (69%), работающие (70%), живущие в семьях численностью 3 и более человек (76%). Мужчины и женщины – в равной степени (68% и 67% соответственно).
Целью поездок, которые совершали россияне на авто, чаще всего являлись:
- прогулки, осмотр достопримечательностей в других городах (63%),
- пляжный отдых (50%),
- рыбалка и охота (47%),
- изучение архитектуры, истории, культуры (31%),
- пребывание на лечебно-оздоровительном курорте (25%).
Подавляющее большинство путешественников выбирали маршруты, протяженностью не более 1000 км в одну сторону. Так, короткие маршруты до 250 км до места назначения были у 29% опрошенных, маршруты до 500 км в одну сторону – самые распространенные – у 33% путешественников, а 21% россиян отправлялись в поездку дальностью до 1000 км.
Более протяженные расстояния – от 1000 до 2000 км до места отдыха преодолевал каждый десятый путешественник (11%).
Если смотреть на расходы, которые затребовала поездка на авто, не считая денег на развлечения, питание и проживание, то в среднем стоимость топлива и платных дорог обошлась россиянам от 2 до 5 тысяч рублей на одного пассажира за поездку. Такой чек был у трети путешественников (33%). 15% автопутешественников затратили на дорогу до 2 тысяч рублей на человека. 27% – от 5 до 10 тысяч рублей. 22% – более 10 тысяч рублей.
Большинство автопутешественников этого года остались довольны своей поездкой, однако некоторые выразили неудовлетворенность состоянием дорог (61% от тех, кто был чем-либо не доволен), мобильной связью и интернетом (24%), а также плохим сервисом на туробъектах (15%).
Планируя предстоящий туристический сезон 2023 года, большинство опрошенных выражают желание отправиться в путешествие для прогулок в другой город (35%), на пляжный отдых (19%), для поездок в культурных целях (знакомство с архитектурой, посещение выставок и музеев – 17%). Каждый десятый россиянин говорит, что хотел бы отправиться в следующем году на машине на лечебно-оздоровительный курорт, охоту или рыбалку (по 11%).
Наиболее комфортным в глазах россиян является путешествие длительностью до 10 дней. Именно такой срок называли 84% опрошенных. При этом две трети (69%) планируют организовать свое путешествие самостоятельно, а четверть (26%) хотели бы прибегнуть к услугам агентств по организации маршрута, мест отдыха, проживания и программы поездки. Чаще всего о самостоятельной организации поездки говорят мужчины (73% против 65% женщин) и респонденты с высоким уровнем дохода (71%).
ТОП-3 региона, куда хотели бы отправиться россияне на автомобиле в предстоящем году:
- Краснодарский край (10%),
- Алтайский край (9%),
- Республика Крым (8%).
Также часто среди привлекательных мест для путешествия на своем автомобиле жители нашей страны называют Санкт-Петербург, Карелию и Сочи.
Методология. Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в декабре 2022 г. с помощью собственной исследовательской платформы «Тет-о-твет». Опрошены 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.
Аналитический центр НАФИ – исследовательские решения для бизнеса
НАФИ — многопрофильный аналитический центр, на рынке уже более 15 лет. Мы проводим исследования рынков и общественного мнения для коммерческих компаний и государственных структур. Данные НАФИ регулярно используются государственными органами, всероссийскими общественными организациями, коммерческими компаниями и федеральными СМИ. На основе наших данных принимаются стратегические решения, направленные на повышение качества продуктов и услуг, оптимизацию издержек, привлечение клиентов и повышение их лояльности. Мы предлагаем конкретные продукты и решения для широкого спектра задач. Наша экспертиза охватывает сферы финансов, высоких технологий, предпринимательства, социальную сферу, здравоохранение, HR и рынок труда, недвижимость, туризм.
Таблица 1. «Вы когда-либо совершали путешествие по России на автомобиле? Неважно, было ли это путешествие в пределах вашего региона или в другие регионы», в % от всех опрошенных
% | |
Да | 83 |
Нет | 17 |
Таблица 2. «Скажите, пожалуйста, с какими целями Вы ранее путешествовали на автомобиле?», в % от всех опрошенных*
% | |
Просто погулять, посмотреть другой город, местность | 71 |
Пляжный отдых | 53 |
Рыбалка и охота | 47 |
Изучение архитектуры, истории, культуры других городов | 31 |
Поездки на лечебно-оздоровительные курорты | 25 |
Религиозные и паломнические поездки | 8 |
Экстремальные, офф-роуд и другие | 5 |
Затрудняюсь ответить | 1 |
*Сумма ответов может быть болльше 100%, так как у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответов
Таблица 3. «А совершали ли Вы автопутешествие по России на своем/семейном автомобиле летом этого года (2022 год, дальность поездки не важна – в пределах своего региона или в другие регионы)?», в % от всех опрошенных
% | |
Да | 67 |
Нет | 33 |
Таблица 4. «Скажите, пожалуйста, с какой целью Вы путешествовали на автомобиле этим летом?», в % от всех опрошенных*
% | |
Просто погулять, посмотреть другой город, местность | 63 |
Пляжный отдых | 50 |
Рыбалка и охота | 38 |
Изучение архитектуры, истории, культуры других городов | 26 |
Поездки на лечебно-оздоровительные курорты | 16 |
Религиозные и паломнические поездки | 6 |
Экстремальные, офф-роуд и другие | 4 |
Затрудняюсь ответить | 1 |
*Сумма ответов может быть болльше 100%, так как у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответов
Таблица 5. «Летом 2022 года вы совершали поездку на личном автомобиле или на другом, неважно арендованном или автомобиле друзей или близких родственников?», в % от всех опрошенных
% | |
На личном автомобиле | 85 |
На другом | 15 |
Таблица 6. «Какой была протяженность маршрута, с учетом обратной дороги?», в % от всех опрошенных
% | |
до 500 км | 29 |
от 500 до 1000 км | 33 |
от 1000 до 2000 км | 21 |
от 2000 до 4000 км | 11 |
более 5000 км | 6 |
Таблица 7. «Автомотопутешествие летом 2022 года было в Вашей взрослой жизни?», в % от всех опрошенных
% | |
Первым | 12 |
Не первым | 88 |
Таблица 8. «Сколько примерно денег, из расчета на одного члена семьи, было потрачено в поездке, включая стоимость топлива, платных дорог, но не включая оплату питания и проживания?», в % от всех опрошенных
% | |
До 2 000 руб./чел. за всю поездку | 15 |
От 2 000 до 5 000 руб./чел. за всю поездку | 33 |
От 5 000 до 10 000 руб./чел. за всю поездку | 27 |
Более 10 000 руб./чел. за всю поездку | 22 |
Затрудняюсь ответить | 3 |
Таблица 9. «Из скольких человек состоял ваш экипаж?», в % от всех опрошенных
% | |
1-2 человек | 32 |
3-4 человек | 60 |
5 человек или более | 8 |
Таблица 10. «Чем вы остались не довольны по итогам путешествия?», в % от тех, кто выразил не удовлетворенность поездкой*
% | |
Плохие дороги | 61 |
Плохая мобильная связь, интернет | 24 |
Плохой сервис на туробъектах | 15 |
Высокая стоимость проживания | 12 |
Мало АЗС | 12 |
Пробки | 11 |
Мало информации о туробъектах и их адресах | 11 |
*Сумма ответов может быть болльше 100%, так как у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответов
Таблица 11. «С какой целью Вы с наибольшим интересом отправились бы в путешествие по России на автомобиле летом следующего (2023) года, если бы у Вас была такая возможность?», в % от всех опрошенных*
% | |
просто погулять, посмотреть другой город, местность | 35 |
пляжный отдых | 19 |
изучение архитектуры, истории, культуры других городов | 17 |
рыбалка и охота | 11 |
поездки на лечебно-оздоровительные курорты | 11 |
религиозные и паломнические поездки | 2 |
экстремальные, офф-роуд и другие | 1 |
Затрудняюсь ответить | 2 |
*Сумма ответов может быть болльше 100%, так как у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответов
Таблица 12. «Для Вас лично комфортное автомотопутешествие – это путешествие продолжительностью…?», в % от всех опрошенных
% | |
До 3 дней | 29 |
4-6 дней | 27 |
7-10 дней | 28 |
11-19 дней | 9 |
20-30 дней | 5 |
Более 30 дней | 2 |
Таблица 13. «Если бы у Вас был выбор – поехать в автопутешествие самостоятельно ИЛИ воспользоваться услугами турагентства, специализирущегося на автомотопутешествиях (подбор места отдыха, экскурсий, питания, размещения и пр.), Вы бы скорее выбрали?», в % от всех опрошенных
% | |
Организацию автопутешествия самостоятельно | 69 |
Организацию автопутешествия силами турагентства | 26 |
Затрудняюсь ответить | 5 |
[1] Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в декабре 2022 г. с помощью собственной исследовательской платформы «Тет-о-твет». Опрошены 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.