Алексей Радченко: перегруженность инфраструктуры РЖД и дисбаланс контейнерного оборудования влияют на цену и сроки доставки контейнеров.

В конце сентября один из ключевых индикаторов состояния мировой торговли — индекс контейнерных перевозок — обвалился на 5% до 3970 долларов за контейнер. стоит отметить, что данный индекс контейнерных перевозок лишь косвенно влияет на торговлю между Россией и Китаем — ключевое влияние оказывает динамика тарифов на доставку грузов между КНР, ЕС, США.

По мнению эксперта по логистике и контейнерным перевозкам Алексея Радченко, мировой индекс контейнерных перевозок сегодня не отражает ситуацию на контейнерном рынке России и динамику стоимости контейнерных перевозок на ключевых направлениях между Азией и Россией. Происходящее в Красном море слабо влияет на российскую логистику, равно как и надвигающиеся проблемы с забастовками докеров на терминалах восточного побережья США.

Наиболее влияющими сейчас на цену и сроки доставки контейнеров между Азией и Россией является перегруженность инфраструктуры РЖД и дисбаланс контейнерного оборудования. “Усиливающиеся ограничения движения контейнерных грузов по железной дороге из регионов России в сторону Восточного полигона приводят к дефициту фитинговых ЖД платформ в портах и на погранпереходах для вывоза прибывающих из Азии импортных грузов в контейнерах. Это ведет к скоплению контейнеров, загруженных импортными грузами в портах Дальнего востока и на сухопутных железнодорожных погранпереходах”, — отмечает эксперт.

Предложенная со стороны РЖД альтернатива по вывозу импортных грузов в полувагонах лишь частично решает проблему вывоза импорта, так как полувагоны необходимо вернуть собственникам в Сибири для дальнейшей загрузки угля, а контейнер требуется перегрузить на фитинговую платформу. Сибирские терминалы перегруза ограничены в своих перерабатывающих мощностях, да и фитинговую платформу не всегда получается оперативно подать в нужную локацию Сибири под перегруз контейнера из полувагона. В итоге вывезенные из дальнего востока контейнеры с грузами назначением в западные регионы РФ начинают простаивать в Сибири.

Ограничения в движении контейнерных экспортных грузов из РФ через восточный полигон РФ в пользу угольных грузов порождает еще одну проблему – скопление порожних контейнеров в России, особенно ее центральной и западной частях и, соответственно, их дефицит в портах Азии.

Плюс к этому, усиливаются сложности при перевозках из Китая в Россию через Казахстан в связи с логистическими проблемами и усилением таможенного контроля в Казахстане в отношении грузов назначением на РФ.

Как объясняет Алексей Радченко, все это ведет к увеличению сроков доставки контейнеров, ограниченности быстрых логистических цепочек, удорожанию аренды контейнеров и росту стоимости хранения груза в пунктах перевалки и, как следствие, к росту импортных тарифов на перевозку из Азии в РФ, что идет вразрез с общемировой тенденцией по снижению индекса контейнерных перевозок.

Разница в том, что российская контейнерная логистика сегодня работает по несколько иным правилам, чем общемировая в связи с серьезными изменениями логистических цепочек в последние два года. Сейчас бизнесу приходится подстраиваться под новые реалии и решать задачи, что требует времени. “В связи с этим, по моему мнению, до решения возникающих задач и стабилизации ситуации не стоит ожидать снижения стоимости контейнерных перевозок между Азией и Россией. Как минимум до конца 2025 года, а скорее до февраля 2025, тарифы на контейнерные перевозки падать не должны. Наиболее вероятно, что цены будут сохраняться на текущем уровне и, возможно, с динамикой плавного роста до начала Китайского нового года”, — подчеркивает эксперт.