Поколение Z, или зумеры, которые родились в период с 1996 до начала 2010-х годов, приходит на рынок новостроек с принципиально иным взглядом на будущее жилье. Представители «информационной суперреволюции» — интернета, соцсетей, ИИ и гибридного образа жизни — формируют новые стандарты спроса: они выбирают компактные, технологичные и функциональные квартиры с гибкими планировками и цифровой «начинкой», насыщенную инфраструктуру для работы и отдыха, а также экологичное и «умное» окружение.
Аналитики жилого направления CORE.XP назвали основные требования, которые предъявляют зумеры к качеству пространства и сервисной составляющей будущего жилья.
Зумеры массово выбирают гибкие планировочные решения — «евродвушки», студии и компактные однокомнатные квартиры с продуманным зонированием (просторная кухня-гостиная для общения и выделенная рабочая зона). По данным аналитиков жилого направления CORE.XP, около 30–40% молодых покупателей склоняются к этим форматам как к оптимальному сочетанию цены и функциональности.
Особое внимание уделяется возможностям удаленной работы: обязательно наличие светлой ниши под рабочее место, звукоизоляции и устойчивого интернета. Привлекательность проекта для зумеров увеличивает наличие коворкинга внутри жилого комплекса, что позволяет совмещать личное и профессиональное пространство.
Неотъемлемая часть комфортной среды — smart-функции, например, умные замки, дистанционное управление системами отопления, освещения водоснабжения, охранными системами и видеонаблюдением при помощи мобильных устройств, встроенные датчики, умные розетки и удлинители, которые являются базовыми элементами у значимой части аудитории.
Параллельно растет интерес к «зеленым» материалам и снижению энергопотребления. Важна также практичность: ценятся наличие продуманной системы хранения (встроенные шкафы, кладовые), пунктов приема посылок и постаматов, велопарковок — все то, что упрощает повседневный быт и повышает конверсию у молодой аудитории.
При выборе будущей квартиры приоритетом для зумеров выступает расположение собственной инфраструктуры в пределах одного жилого комплекса без необходимости тратить время на дорогу: кофейни, микромаркеты, пункты выдачи, коворкинги и фитнес-зоны, точки фаст-кейтеринга. Такие «микроцентры» воспринимаются как полноценное окружение и зачастую считаются важнее наличия крупного торгового центра в соседнем районе.
Не менее важными являются прогулочные зоны и зеленые маршруты рядом с жилым комплексом. Парки, скверы, благоустроенная набережная, велодорожки и променады, а также места для проведения досуга и популярные общественные пространства рядом с домом повышают привлекательность проекта.
Для зумеров очень важна мобильность. Несмотря на то, что они активнее старших поколений пользуются каршерингом, велосипедами, самокатами и общественным транспортом, близость станций метро или МЦК остается важным фактором ликвидности квартиры.
Главная особенность зумеров и их основное отличие от других поколений — цифровая первая реакция на рынок. В отличие от старших поколений, которые начинают поиск с агентства недвижимости или просмотра объектов офлайн, зумеры «фильтруют» предложение через соцсети, рилсы, 3D-туры и отзывы в социальных сетях. Решение о покупке часто происходит после онлайн-просмотра и проверки репутации проекта в интернете.
Для многих из поколения Z важнее не только право собственности, но и возможность гибко ей распоряжаться: сдавать квартиру в аренду и субаренду, использовать коворкинг, делить инфраструктуру с соседями. Это смещает спрос в сторону проектов с высокой «сервисной» компонентой.
У зумеров отмечается более высокая чувствительность к доступности жилья. В то время как предыдущие поколения рассматривают ипотеку как стандартный инструмент для покупки квартиры, молодые покупатели чаще выражают тревогу по поводу долгосрочной доступности жилья. По данным аналитиков жилого направления CORE.XP, почти для 60% представителей поколения Z главным барьером при покупке недвижимости остается вопрос финансовой доступности — значительная часть опасается, что собственное жилье может так и остаться недостижимой целью. Это влияет на их ожидания к цене, планам накопления и готовности рассматривать альтернативные форматы оплаты (ко-ливинг или совместная покупка).
«Сегодня зумеры формируют новый вектор развития рынка жилой недвижимости — от покупки просто квадратных метров к интеллектуальному и гибкому пространству и особому сценарию жизни. Для девелоперов это сигнал: успех проекта для молодого поколения определяется не масштабом, а вниманием к деталям, сервису и цифровой составляющей», — комментирует Екатерина Ломтева, директор, руководитель направления жилой недвижимости CORE.XP.
