Каждую восьмую квартиру в ЖК комфорт-класса Петербурга покупают с парковочным местом

Консалтинговая компания Nikoliers посчитала, насколько активно в Санкт-Петербурге продаются парковочные места в подземных и наземных паркингах строящихся жилых комплексов. Согласно данным трех последних лет, в ЖК комфорт-класса машиноместо приобретается в среднем с каждой восьмой квартирой, в то время как в домах бизнес-класса – с каждой пятой.

Санкт-Петербург, 15 марта 2023 года. – В 2022 году в строящихся ЖК комфорт-класса Санкт-Петербурга было приобретено 36,4 тыс. квартир и только 4,8 тыс. парковочных мест (13% от числа квартир). В 2021 году соотношение было похожим: 52 тыс. квартир и 6,7 тыс. парковочных мест.

В жилых проектах бизнес-класса персональным машиноместом обеспечено в среднем 20% проданных квартир: в 2022 году на 5,5 тыс. ДДУ пришлось 1,1 тыс. купленных парковочных мест.

В то же время в проектах премиум-сегмента все чаще вместе с квартирами покупатели приобретают парковочные места: если в 2020 году на 863 купленных квартир приходилось 297 машиномест (34%), то в 2022 году с 615 квартирами было продано 301 машиноместо (49%).

«Строительство парковок дорого обходится девелоперам, зачастую они вынуждены продавать эту недвижимость по себестоимости или дешевле: в массовом сегменте цена машиноместа для покупателя стартует с 300 тыс. рублей, – комментирует Алина Базаева, старший аналитик департамента исследований Nikoliers. – Учитывая особенности спроса, некоторые застройщики закладывают стоимость паркинга в цену квартир и предлагают парковочное место при покупке квартиры в подарок, поскольку покупатель жилья массового сегмента скорее потратит эту сумму на улучшенную планировку и дополнительные квадратные метры, чем на машиноместо. В некоторых комплексах комфорт-класса к окончанию строительства может быть распродано меньше половины паркомест, хотя девелоперы изначально закладывают минимально возможный коэффициент обеспеченности машиноместами: строить наземный паркинг на и без того ограниченной площадке невыгодно, а себестоимость подземного этажа гораздо выше наземных».

В то же время, как отмечает Алина Базаева, в премиальных проектах нет острых проблем с реализацией машиномест, поскольку для жильцов домов, расположенных в центральных локациях с закрытыми дворами, наличие парковочного места часто является необходимостью.

 

Отметим, что зачастую для достижения более высокого коэффициента обеспеченности машиноместами застройщики оборудуют механизированные парковки: в них автомобили поднимаются на второй ярус, что позволяет создать в проекте больше парковочных мест без строительства дополнительного этажа. Такая же система реализуется в ряде квартальных проектов на территории двора (так называемые пазловые парковки), что позволяет застройщикам увеличить обеспеченность ЖК парковочными местами без капитального строительства.

По данным Nikoliers, средняя цена реализованного машиноместа в комфорт-классе за 2022 год составила 781,2 тыс. рублей. Это на 14% меньше, чем в 2021 году, что обусловлено активным выходом на рынок предложения в проектах КОТ, где себестоимость строительства ниже за счет масштаба.

В то же время в бизнес- и премиум-сегменте показатель средней цены машиноместа значительно увеличился. В бизнес-классе место на парковке в 2022 году покупали в среднем за 1,8 млн рублей (+16% к 2021 г.; +39% к 2020 г.), в премиум-классе – за 3,1 млн рублей (+22% к 2021 г.; +20% к 2020 г.). Рост средней стоимости лота в премиальных сегментах напрямую связан с удорожанием строительства и оснащения паркингов, а также ограниченным предложением.