Чтобы удержать спрос в условиях высоких ставок по ипотеке, застройщики нарастили продажи квартир через агентов по недвижимости, свидетельствуют данные исследования группы Плюс. В среднем по регионам России доля продаж новостроек через агентства недвижимости выросла с 57% в первом полугодии 2024 года до 60% во второй половине 2024 года и начале 2025 года. В 2022 и 2023 годах эта доля составляла только 40% и 42% соответственно.
Отмена массовой льготной ипотеки в середине 2024 года стала ключевым фактором роста доли агентских продаж. В группе «Плюс» прогнозируют, что по итогам 2025 года доля продаж новостроек через агентов по недвижимости может вырасти до 70%.
«Наше исследование показало, что в последнее время девелоперы стали активнее работать с агентствами по недвижимости. Эта стратегия помогает поддерживать темпы продаж в условиях высокой ключевой ставки и ужесточения условий программ льготной ипотеки. По нашим опросам в 2025 году 31% застройщиков усилили работу с агентствами, чтобы адаптироваться под новые условия на рынке. Это решение на четвертом месте по популярности ответов — выше только начало предложения рассрочки (это стали делать 54% опрошенных компаний), также 42% стали предлагать траншевую ипотеку и 34% субсидировать ставки по ипотеке. Большинство этих решений работают для застройщиков в комплексе», — отмечает директор по стратегическому развитию продаж первичного рынка группы «Плюс» (управляет сетью офисов «Самолет Плюс») Алексей Чапик.
Чтобы сделать продажи для агентов привлекательными, застройщики повышают свои комиссии для них — в Петербурге средняя комиссия в 2025 году составляет 4%, хотя в 2022-2024 — она не превышала 3,4-3,7%. В Уфе девелоперы предлагают комиссии в среднем 3,9%, а в предыдущие годы риелторы могли рассчитывать на 3,2-3,3%. В Москве средняя комиссия за год выросла с 2,4% до 2,5%. При этом для отдельных проектов застройщики готовы на комиссии существенно выше: например, в Москве максимальные комиссии для агентов по проектам достигают 8,5-9,8%, свидетельствуют данные платформы новостроек «Домбук Плюс». Примерно по 30 жилым комплексам на платформе предлагаются комиссии около 5%.
В топе регионов с самой высокой долей продаж новостроек через агентства недвижимости — агломерация Петербурга и Ленинградской области и Екатеринбург. В этих регионах доля агентских продаж на первичном рынке в первом полугодии 2025 года достигла уже 75%, хотя по итогам 2024 года составляла 69% и 65% соответственно. В Казани, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону в 2025 году риелторы заняли 70% рынка продаж новостроек, в прошлом году их доля составляла 60%. В Москве и Московской области доля выросла с 58% до 68%, а в Краснодарской крае с 57% до 65%.
Для проведения исследования были использованы статистические данные по сделкам, аналитические материалы профильных агентств, а также результаты мониторинга рынка недвижимости и экспертных опросов. Комплексный подход позволил сопоставить ситуацию в разных регионах и выявить структурные изменения на рынке.
Работа застройщиков с агентским каналом продаж после ужесточения условий ипотеки
Данные исследования группы «Плюс» и платформы новостроек «Домбук Плюс»
Доля продаж квартир в новостройках через агентов
Доля сделок, проведённых через агентские каналы, % от общего объёма продаж новостроек.
| Регион | 2022 | 2023 | 1П 2024 | 2П 2024 | 1П 2025 |
| Петербург и Ленобласть | 53% | 54% | 60% | 70% | 75% |
| Краснодарский край | 45% | 45% | 55% | 65% | 65% |
| Новосибирск | 40% | 45% | 60% | 70% | 70% |
| Екатеринбург | 40% | 40% | 65% | 75% | 75% |
| Казань | 40% | 40% | 60% | 70% | 70% |
| Нижний Новгород | 40% | 41% | 60% | 70% | 70% |
| Ростов‑на‑Дону | 39% | 40% | 60% | 70% | 70% |
| Тюмень | 37% | 42% | 55% | 65% | 65% |
| Владивосток | 38% | 40% | 55% | 65% | 65% |
| Москва и Московская область | 38% | 45% | 55% | 65% | 65% |
Источник: расчеты группы «Плюс», «Домбук Плюс»
О группе Плюс
Группа Плюс объединяет сервисы, которые решают вопросы, связанные с недвижимостью. Бизнес-модель proptech-компании предполагает открытие офисов по франшизе и сочетание услуг в недвижимости для B2B и B2C сегментов. Компания объединяет офисы Самолет Плюс в более чем 300 городах России, сервисы по флиппингу и по меблировке, в том числе для застройщиков, платформу по продаже новостроек «Домбук Плюс», крупнейшую цифровую платформу для риелторов «Топнлаб Плюс» и другие направления.
