Шедевр модерна на Поварской: как менялся особняк Миндовского

Сегодня Поварская улица соединяет Новый Арбат и Садовое кольцо. А когда-то здесь проходила Волоцкая торговая дорога на Великий Новгород. В 1570 году по ней из новгородского похода возвращался Иван Грозный с опричным войском. После разделения страны на земщину и опричнину эта местность вошла в состав последней — здесь селились приближенные к царю люди.

Свое наименование улица получила позднее — в честь слободы, в которой проживали царские повара. Уже к XVIII веку название «Поварская» прочно закрепилось в списке официальных топонимов города. К этому времени сюда стала переезжать московская знать. В литературных салонах на Поварской бывали известные публицисты и общественные деятели, поэты и писатели. Практически каждый дом на этой улице является шедевром архитектуры с историей. Но даже среди них особенно выделяется особняк под номером 44, считающийся одним из красивейших сооружений столицы в стиле модерн.

Особняк был построен знаменитым архитектором Львом Кекушевым. Среди всех произведений мастера это строение занимает особое место благодаря разнообразию элементов его внешнего и внутреннего убранства.

История здания началась в 1903 году, когда Московское торгово-строительное акционерное общество Якова Рекка выкупило старую дворянскую усадьбу тайного советника Данилы Волчкова, которая располагалась вдоль Поварской улицы. Все здания усадьбы были снесены, а на освободившихся участках по проектам Кекушева с 1903 по 1904 год выстроили два особняка для продажи, один из которых позднее приобрел купец Иван Миндовский.

В этом здании собраны все черты изысканного стиля модерн: сложная композиция и выразительный скульптурный декор. На фасаде вдоль Поварской есть большое окно с балконом, увитым цветами и листьями мака. Над окном — полукруглое панно с фигурками детей, занятых различными видами искусств. По бокам фасада со стороны Скарятинского переулка расположены два эркера, которые венчают женские головки Лорелеи — речной нимфы из германских народных легенд.

К северному фасаду ведут ворота со створками в виде крыльев бабочек. На столбах ворот — светильники в форме жуков-светлячков. Кроме того, на задний двор выходит витражное окно со стилизованным рыцарским гербом. А парадная лестница в доме украшена бронзовыми масками львов — это фирменный творческий знак Льва Кекушева.

Внутренние помещения были оформлены в разных стилях, чтобы удовлетворить вкус будущего покупателя. Камин облицован ониксом, а двери — карельской березой. Во время последней реставрации открыли зашитый в стену трехметровый витраж, на котором изображены жар-птица и древнегреческий бог животного мира Пан.

В 1909 году здание покупает один из владельцев товарищества на паях Волжской мануфактуры бумажных и льняных изделий потомственный купец Иван Миндовский. После его смерти, в 1912 году, дом перешел по наследству к детям, однако уже через пять лет был национализирован. В особняке разместили госпиталь, а позднее — рабочий клуб. С 1924 года и вплоть до 1970-х здесь работала шведская дипломатическая миссия. А с 1972 года и по сей день в здании находится посольство Новой Зеландии.

Научная реставрация старинного особняка

За свою более чем столетнюю историю особняк И.А. Миндовского не так часто менял функциональное назначение. Тем не менее Великая Отечественная война и отсутствие серьезной реставрации изменили облик строения. Частично был утрачен декор, витражи, росписи, скульптурные элементы.

Ремонтные работы, проведенные в 1999 году, являлись косметическими и касались лишь фасадов с оградой. Руководил ими реставратор первой категории заслуженный архитектор России Борис Могинов. Именно он в 2017 году возглавил проект научной реставрации особняка, которая заняла около двух лет. В итоге удалось восстановить оригинальную планировку, утраченные элементы интерьеров и фасадов, потолочную лепнину, выполненную для каждого зала в разных стилях, монументальную живопись и витражи.

«В парадном зале мы отреставрировали потолочный плафон с барельефом, витраж, колонны из искусственного мрамора с капителями, столярные заполнения оконных проемов, а также облицовку стен из керамической плитки в зимнем саду. Кроме того, удалось восстановить и основные несущие элементы парадной лестницы, лепные барельефы орлов в холле первого этажа, оконный витраж на площадке между этажами, балконные двери второго этажа северного фасада, уникальный радиатор 1903 года на площадке первого этажа хозяйственной лестницы и исторические осветительные приборы — люстры, бра, светильники и подсвечники-жирандоли — в тамбуре главного входа», — рассказывает Борис Могинов.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

А на южный фасад вернули воссозданную фигуру музы живописи, которая была утрачена в 1917 году.

Во время работ специалисты совершили ряд интересных открытий. К примеру, на северном фасаде над парадным входом когда-то располагался балкон, который позднее просто срезали, а стену заштукатурили. Реставраторы сделали зондажи и обнаружили хвосты металлических балок балкона, в результате чего его удалось воссоздать.

В 2019 году особняк Миндовского стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация».