3.1. Устройство рельсовых подкрановых путей для строительных оашенных кранов с нагрузкой от колеса на рельс до 280—300 кН (28— ои гс) должно отвечать требованиям Инструкции по устройству, эксплуатации и перебазированию рельсовых путей строительных башенных кранов СН 78—79*.

Рис. 4. Размещение конструкций башенного крана КБ-401Б на железнодорожных платформах
3.1. Для строительных башенных кранов с нагрузкой от колеса на рельс более 300 кН, а также для тяжелых монтажных двухколейных башенных и рельсовых кранов устройство рельсовых подкрановых путей должно выполняться в соответствии с заводской инструкцией по эксплуатации этих кранов.
3.2. Конструкции рельсовых подкрановых путей и элементов путевого оборудования, отличающиеся от указанных в Инструкции СН 78—79, могут быть использованы только по согласованию с ‘ ЦНИИОМТП Госстроя СССР.
3.3. Устройство рельсовых подкрановых путей для башенных крапов, указанных в п. 3.1, следует выполнять по специальному проекту с соблюдением требований Инструкции СН 78—79 и конкретных условий работы кранов, если они эксплуатируются:
Инструкция СН 78—79 заменена с 1 июля 1986 г. на СНиП 3.08.01 85 «Механизация строительного производства. Рельсовые пути башенных кранов» (в настоящей книге не приводятся).
на конструкциях строящихся зданий и сооружений;
в местностях с карстовыми явлениями;
на косогорах с поперечным уклоном более 1 : 10;
на участках перегона кранов от здания к зданию и пересекающихся рельсовых путях;
на криволинейных участках пути;
на путях со снежным основанием и на вечномерзлом грунте в районах с холодным климатом;
на слабом и переувлажненном основании и в заболоченных местах;
на макропористых просадочных грунтах.
3.5. Работы по устройству, эксплуатации и перебазированию рельсовых путей должны производиться с применением средств механизации, рекомендуемый перечень которых приведен в приложении 2.
3.6. В состав подкранового рельсового пути (рис. 5 и 6) должны входить следующие элементы:
спрофилированное земляное полотно из насыпного уплотненного грунта, уложенного слоями по 200—300 мм, с водоотводом;
балластная призма с опорными элементами (шпалы, полушпалы), рельсами, тупиковыми упорами, выключающими линейками и элементами заземления.
3.7. Профиль земляного полотна должен быть в пределах: продольный уклон — 0,002—0,004; поперечный — 0,008—0,01.
3.8. Профиль и размеры земляного полотна на криволинейных участках пути должны быть такими, как и на прямолинейном.
3.9. Протяженность рельсового пути должна быть такой, чтобы обеспечить обслуживание краном наиболее удаленных от него частей строящегося сооружения.
3.10. Земляное полотно должно быть ограждено от стока поверхностных вод водоотводными канавами с продольным уклоном в пределах 0,002—0,003. Профиль водоотводной канавы показан на рис. 5 и 6.
3.11. Плотность земляного полотна должна быть, г/см3, не менее
Для мелких и пылеватых песков 1,7
Для супесей 1,66(1,86)
Для суглинков 1,6(1,74)
Для глин1,5 (1,7)
Примечание. В скобках указаны плотности земляного полотна для тяжелых монтажных башенных и рельсовых кранов
3.12. Для тяжелых монтажных двухколейных кранов при устройстве части рельсового пути на жестком основании необходимо на обоих нитках пути на длине 10 —15 м в обе стороны от жесткого оснований увеличить толщину балластного слоя до 500-600 мм с последующей утрамбовкой
3.13. Рельсовый путь не должен давать остаточной деформации (посадка)
3.14. При укладке рельсового пути допуск на ширину колеи пути А не должен превышать 0,001 А для строительных башенных кранов двухколейных кранов и значений указанных в таблице 2 п.3.23., а а для тяжелых монтажных
3.15. Тип рельсов при устройстве пути должен выбираться в зависимости от нагрузки на колесо, числа колес в ходовой части крана и расстояния между колесами согласно Инструкции СН 78—79.
3.16. Для рельсовых путей следует использовать железнодорожные шпалы, полушпалы 1-го и 2-го сортов согласно ГОСТ 78—65 «Шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи», пропитанные антисептиками.
3.17. При устройстве рельсовых путей следует применять новые рельсы или использовать бывшие в эксплуатации, если износ головки рельса не превышает 7 мм по высоте (для рельса Р-65 — 9 мм) и 10— 13 мм по ширине.
3.18. Не допускается устройство путей с укладкой рельсов разных типов, рельсов, имеющих трещины, изломы, провисание концов и т. п.
3.19. Стыки рельсов следует располагать между шпалами с допускаемым смещением на параллельных рельсах не более 80 мм. Для тяжелых монтажных двухколейных кранов стыки должны располагаться над шпалами.
3.20. Зазор в стыке рельсов должен быть не более 6 мм при температуре окружающего воздуха О °C на длине рельсового звена 12,5 м. При изменении наружной температуры на 10 °C изменение зазора должно составлять 1,5 мм.
3.21. Прямолинейность рельсового пути проверяется натянутой струной или геодезическим прибором. Допускается отклонение от прямолинейности па длине 10 м, мм, не более:
Для кранов с жесткими ходовыми рамами — 20
Для кранов с балансирными ходовыми тележками — 25

Рис. 5. Поперечный профиль рельсового пути с деревянными полушпалами
а — при ширине колеи не более 4000 мм; б — при ширине колен не более 4000мм; , — б°ковым ограждением балластной призмы; «—при ширине колен не ‘. ее 4000 мм; г — при ширине колен не более 4000 мм п.1 пути у откоса кот. о.-.о при ширине колен более 4000 мм на пути у откоса котлован.’.: .1 — колеи; Ь минимальное расстояние от выступающей части J’I.’HH- ■.•лее грузов или других предметов до осп первого рельса; В — ширина ос о ■■ ■ Д ширина полотна; Г—расстояние от основания балластной при ,о , — дна котлована; /ц.— глубина котлована; IIQ —толщина балласта под ‘
3.15. Горизонтальность рельсовых путей на всем протяжении пути необходимо проверять нивелировкой по головке рельса в средней части каждого звена и в зонах болтовых стыков.
3.16. Допустимый продольный уклон пути должен быть не более 0,003, а поперечный уклон — не более 0,004 (для тяжелых двухколейных кранов поперечный и продольный уклоны — не более 0,002). Допускается разность отметок головок рельсов в одном поперечном сечении при поперечном уклоне для тяжелых монтажных двухколейных кранов (табл. 2).
3.17. При укладке рельсового пути должно предусматриваться звено, предназначенное для стоянки крана в нерабочее время и снабженное соответствующей табличкой.
3.18. В целях облегчения и сокращения объема работ по устройству и перевозке рельсовых путей, а также при перебазировании башеных кранов на небольшое расстояние следует использовать инвентарные рельсовые пути из секций с железобетонными балками, деревометаллические и с деревянными полушпалами (рис. 7).

Рис. 6, Поперечный профиль двухколейного подкранового рельсового пути тяжелых башенных и рельсовых кранов с нагрузкой от колеса на рельс до 300 кН
Допустимые отклонения размеров подкрановых путей
| Тип крана | Размер колеи н предельное отклонение, мм | Разность расположения двух точек головки одного рельса, располо- | женных на расстоянии 12,5 м, мм | Разность, отметок головок рельсов в одном поперечном сечении, мм | |||
| Колея крана А | Колея рельсового пути 1594 мм | на колее крана А | на колее рельсового пути
1594 мм |
||||
| БК-1000 БК-1425 СКР-1500 СКР-2200 СКР-2600
СКР-3500 |
10000±10
10 000±10 10 000±10 13 500±10 13 500=Ь10 15 094±10 |
±3 | 25 | ±20 ±20 ±20 ±27 ±27 ±30 | ±3 | ||
Примечание. Значения предельных отклонений даны при эксплуатации крана.
- Рельсовые пути на расстоянии не менее 500 мм от концов должны быть ограничены инвентарными съемными тупиковыми- упорами; для двухколейных трехопорных кранов тупиковые упоры должны устанавливаться на рельсовую нитку с двумя ходовыми тележками.
- Тупиковые упоры должны быть установлены так, чтобы буферная часть крана одновременно касалась их амортизаторов.
- Рекомендуемые конструкции тупиковых упоров приведены в Инструкции СН 78—79, а для тяжелых монтажных двухколейных кранов — па рис. 8.
Допускается применение тупиковых упоров других конструкций, обеспечивающих восприятие удара крана, движущегося с максимальной скоростью и предельным грузом в крайнем верхнем положении.
- Устройство на путях перед тупиковыми упорами тормозной балластной призмы не допускается.
- Выключающие линейки для концевых выключателей механизма передвижения крана устанавливаются на концах колеи перед упорами, а при работе двух кранов — на одном рельсовом пути, равном половине пути торможения кранов, но не менее 0,5 м между выступающими частями кранов.
- Для трехопорных двухколейных кранов выключающие линейки устанавливаются на той рельсовой нитке, по которой движется одна опорная тележка.
- Выключающие линейки должны быть окрашены в красный цвет для хорошей видимости из кабины крана.
- Проезд через рельсовые пути автотранспорта, тракторов, строительных механизмов и размещение на них временных сооружений, складирование материалов и т.п. не допускаются. Перед рельсовыми путями должны быть вывешены специальные знаки (приложение 21, знак №3)
Инвентарные крановые пути:
а — с железобетонными балками: б — деревометаллические; в — с деревянными полушпалами
При необходимости проезда через рельсовые пути транспортных средств и строительных механизмов оборудуется переезд, выполненный по специальному проекту в соответствии со СНиП П-39—76.
- Зона ограждения рельсового пути должна определяться организацией, эксплуатирующей рельсовый путь, в соответствии с ППР.
Рельсовые пути должны быть заземлены в соответствии с Инструкцией СН 78—79, кроме случая, когда кран получает электропитание от передвижной электростанции, находящейся на расстоянии неболее 50 м от рельсового пути и имеющей собственное заземляющее устройство.
После заземления рельсового пути необходимо проверить сопротивление растеканию тока заземляющего устройства, которое должно составлять для крапа, питающегося от распределительного устройства с глухозаземлепной нейтралью, не более 10 Ом, с изолированной нейтралью — не более 4 Ом
Рис. 8. Установка путевой отключающей линейки и тупикового упора на рельсовом пути для тяжелых двухколейных монтажных кранов:
1 —упор тупиковый; 2 —амортизатор упора; 3 — путевая выключающая линейка; 4 —кронштейн линейки; 5 — конечный выключатель; 6— рычаг конечного выключателя; 7 —рама тележки крана; 8 — рельс
Результаты измерения оформляются протоколом (приложение 3).
- Разборка рельсовых путей должна выполняться в последовательности, обратной их монтажу. Последним следует разбирать звено, к которому подключена система заземления. Если кран продолжает работать на одном пз участков разбираемого пути, то на оставленном для работы крана участке рельсового пути следует оставить количество звеньев пути, обеспечивающих размер зоны обслуживания крана с учетом установки тупиковых упоров и подключения к оставшемуся участку пути заземляющего устройства.
- Перед началом эксплуатации башенного крапа необходимо оформить следующие документы:
акт сдачи рельсового пути в эксплуатацию (приложение 4);
протокол измерения сопротивления защитных и рабочих заземлений (приложение 5);
протокол устройства и измерения сопротивления растеканию тока заземления рельсового пути (приложение 3).
- Смонтированные инвентарные рельсовые пути должны иметь паспорт па комплект секций и акт на скрытые работы.
- Перед началом смены машинист крана должен проводить осмотр состояния рельсов, их скреплений, опорных элементов, балластной призмы, тупиковых упоров, выключающих линеек, водоотводов и ■ целость заземляющих устройств.
- Через каждые 20—24 смены работы крана должен проводиться контроль путем измерений с записью в вахтенный журнал:
ширины колеи;
правильности расположения рельсов в вертикальной плоскости; параллельности рельсов в плане;
прямолинейности пути;
плавности передвижения крана.
- Не реже 1 раза в месяц необходимо проверять горизонтальность рельсового пути с помощью нивелирования.
Аналогичная проверка должна производиться каждые 5—10 дней в период оттаивания грунта и сразу после ливневых дождей.
- Крепление открытых заземляющих перемычек на стыках рельсов и между рельсовыми нитями необходимо осматривать ежемесячно.
- Эксплуатация башенного крапа не допускается, если обнаруживаются следующие дефекты подкранового пути:
поперечный или продольный уклон пути превышает 0,01;
взаимное смещение торцов стыкуемых рельсов в плане и по высоте превышает 2 мм:
упругая посадка пути под колесом крана превышает 5 мм;
- ы не прикреплены к полушпалам или прикреплены меньшим количеством костылей или путевых шурупов;
поломка полушпал;
отсутствие тупиковых упоров и выключающих линеек или иепра- • вольная их установка;
неправильность заземления;
дефекты рельсов.


